Роль творчества Сера в импрессионизме
В 1878-1879 году Сёра, мышлению которого был присущ методизм, разработал новую графическую технику. Основная роль в передаче света и пространства, а также в выявлении формы в его рисунках, выполненных мелом и углём, отводилась тону, а не линии. Так Сёра словно предлагал графический эквивалент «атмосферных» живописных эффектов, демонстрировавшихся импрессионистами. В глубине души художник был сторонником классического направления в живописи. При этом Сёра испытал бесспорное влияние импрессионизма, а также научных цветовых теорий.
Вместе с Полем Синьяком Сёра разрабатывает новую художественную манеру – пуантилизм. В её основу ложится техника письма точечными квадратными мазками. Поверхность картины, созданной в такой манере, подобна мозаике. Она состоит из множества мелких мазков в форме точек чистого цвета. С близкого расстояния изображение теряется. Точки сливаются воедино, образуя изображение, только на определённом расстоянии от полотна.
Сёра стремился к порядку в работе над своими картинами и жёсткой структурированности. Такой подход был противоположен интуитивизму импрессионистов, поэтому для обозначения созданного им метода возникает новый термин – «неоимпрессионизм». Это название предлагает Феликс Фенеон, ставший главным критиком этого направления. В пейзажах Сёра изображение таких грубых мотивов, как портовые доки и фабричные здания на парижских окраинах, являло резкий контраст импрессионистической эстетике. Импрессионисты, считавшие себя поклонниками гармоничной красоты, писали преимущественно живописные виды на берегах Сены.
Далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро, также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом.
Картина «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» (1884-1886) действительно была новаторской для современного искусства. На выставке возле неё царило «постоянное оживление и шумный утрированный хохот» (Джордж Мур). Действие картины происходит на острове – любимом месте отдыха парижан. Время действия – воскресенье после полудня. Полгода Сёра каждый день делал на острове различные подготовительные рисунки. На время работы над картиной Сёра отказался от любого общения, от встреч с друзьями. Он был так поглощён работой, что забывал иногда даже пообедать. На выставке картина вызвала у большинства критиков и художников взрыв негодования и осуждения. Художник Тео Ван Риссельберге был так возмущён полотном, что сломал перед ним свою трость. Однако уже через год его возмущение сменится восхищением, и он станет одним из наиболее последовательных в истории искусства пуантилистов. А бельгийский поэт Верхарн напишет о полотне: «Сёра синтезирует позы, положения, походки. Его картина полна точности, искренности и сосредоточенности. Жесты гуляющих, группы, их приход и уход – всё полно значения».
На выставке Общества независимых художников критики назвали пейзажи Сера «антиживописной мешаниной» | В картине «Цирк» Сера использовал только три краски: желтую, красную и синюю. Все остальные оттенки он состирался получить из правильно подобранных точек этих цветов | Поль Синьяк, верный друг и ученик Сера, говорил: «Проснуться женатым — все равно что проснуться в камере: вокруг вечно толкутся люди, но ты по-прежнему одинок» |