Главная > О творчестве > Роль творчества Сера в импрессионизме
 

Роль творчества Сера в импрессионизме

Сена на Гран-Жатт (Жорж Сёра) В 1878-1879 году Сёра, мышлению которого был присущ методизм, разработал новую графическую технику. Основная роль в передаче света и пространства, а также в выявлении формы в его рисунках, выполненных мелом и углём, отводилась тону, а не линии. Так Сёра словно предлагал графический эквивалент «атмосферных» живописных эффектов, демонстрировавшихся импрессионистами. В глубине души художник был сторонником классического направления в живописи. При этом Сёра испытал бесспорное влияние импрессионизма, а также научных цветовых теорий.

Вместе с Полем Синьяком Сёра разрабатывает новую художественную манеру – пуантилизм. В её основу ложится техника письма точечными квадратными мазками. Поверхность картины, созданной в такой манере, подобна мозаике. Она состоит из множества мелких мазков в форме точек чистого цвета. С близкого расстояния изображение теряется. Точки сливаются воедино, образуя изображение, только на определённом расстоянии от полотна.

Сёра стремился к порядку в работе над своими картинами и жёсткой структурированности. Такой подход был противоположен интуитивизму импрессионистов, поэтому для обозначения созданного им метода возникает новый термин – «неоимпрессионизм». Это название предлагает Феликс Фенеон, ставший главным критиком этого направления. В пейзажах Сёра изображение таких грубых мотивов, как портовые доки и фабричные здания на парижских окраинах, являло резкий контраст импрессионистической эстетике. Импрессионисты, считавшие себя поклонниками гармоничной красоты, писали преимущественно живописные виды на берегах Сены.

Воскресная прогулка на острове Гран-ЖаттДалеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро, также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом.

Картина «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» (1884-1886) действительно была новаторской для современного искусства. На выставке возле неё царило «постоянное оживление и шумный утрированный хохот» (Джордж Мур). Действие картины происходит на острове – любимом месте отдыха парижан. Время действия – воскресенье после полудня. Полгода Сёра каждый день делал на острове различные подготовительные рисунки. На время работы над картиной Сёра отказался от любого общения, от встреч с друзьями. Он был так поглощён работой, что забывал иногда даже пообедать. На выставке картина вызвала у большинства критиков и художников взрыв негодования и осуждения. Художник Тео Ван Риссельберге был так возмущён полотном, что сломал перед ним свою трость. Однако уже через год его возмущение сменится восхищением, и он станет одним из наиболее последовательных в истории искусства пуантилистов. А бельгийский поэт Верхарн напишет о полотне: «Сёра синтезирует позы, положения, походки. Его картина полна точности, искренности и сосредоточенности. Жесты гуляющих, группы, их приход и уход – всё полно значения».


Пейзаж с ветренной погодой (К. Коро, 1865 г.)

Большая сосна (Поль Сезанн)

Жорж Сера: Toчкa отсчета


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.