Импрессионизм: истоки
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Импрессионизм – довольно молодое направление в живописи, возникшее в последней трети 19 века. Его основоположниками являются французские художники Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, К.Моне, Писсаро, Сислей. Через непонимание и насмешки современников они пробивали себе дорогу к признанию, преодолевая яростное сопротивление академизма. И подарили миру свои светлые картины, полные любви к жизни и окружающему миру.
Как появилось название
В 1874 г. на выставке картин, которую французские живописцы организовали в мастерской фотографа Надара, Клод Моне представил свою работу - пейзаж «Впечатление, Восход солнца», написанный маслом. По-французски «впечатление» звучит как impression. Ныне эта картина, давшая название этому течению в живописи, хранится в парижском Музее Мармоттан-Моне.
Выставка вызвала бурю негодования у ценителей академического изобразительного искусства. В своей критической статье журналист Луи Леруа пренебрежительно назвал ее участников «импрессионистами». На авторов работ обрушилась лавина суровой критики. И было за что – ведь они посмели отойти от классических канонов в живописи.
В их картинах все было непривычным, касалось несущественным и недостойным изображения на холсте. Импрессионисты писали картины на пленэре, отдавая дань восхищения сиюминутной, трогательной и величественной красоте природы. Они изображали увиденные сценки из жизни, пейзажи, пронизанные лучами солнца и мягкими тенями. И все это вместо того, чтобы трудиться в мастерских над традиционными сюжетами.
Источники вдохновения
Импрессионизм не возник на пустом месте. Его художественные приемы, средства и философия прослеживаются в творениях великих испанцев Рубенса, Эль-Греко, Веласкеса и Гойи, знаменитых английских пейзажистов Тернера и Констебла. В картинах импрессионистов сплелись воедино романтизм, классицизм, реализм, поданные иными выразительными средствами – светлыми красками, зыбкими мазками, солнечным настроением, обилием воздуха и ветра – ветра перемен.
Когда импрессионисты решили организовать свою историческую выставку, они не были начинающими живописцами. Это было поколение тридцатилетних людей, которые уже пережили бурный период нигилистской все отрицающей юности, получили образование и опыт в живописи. За их плечами была Школа изящных искусств, мастер-классы, как бы мы выразились сейчас, именитых художников из Британии и Испании. У них будущие импрессионисты учились писать акварелью и пастелью, накладывать краски вибрирующими мазками, отказавшись от контуров.
Импрессионисты испытали на себе все очарование изящной японской гравюры и живописи. Страна Восходящего солнца, став более открытой, познакомила мир со своим трогательным искусством. Для европейцев манера и стиль японских художников Хиросиге, Утамаро и Хокусай стали настоящим открытием. Внешняя простота и лаконичность, схематически переданные формы, умение увидеть всю красоту Вселенной в одном цветке ириса или веточке сакуры, изящество картин на основе смещенной композиция – все это попало на благодатную почву.
Таким образом, у импрессионизма было много источников вдохновения, благодаря которым и возникло это светлое позитивное течение в живописи. Ныне импрессионизм стал классикой. На его основе возникли более поздние течения в современной живописи – кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Импрессионизм позволил изобразительному искусству сделать качественный скачок в направлении, которое более соответствовало переменам в общественном сознании европейцев в конце 19 века.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Купание в Аньере (Жорж Сёра, 1883-1884 г.) | Канкан (Жорж Сёра, 1889-1890 г.) | Мост в Курбвуа (Жорж Сёра, 1886-1887 г.) |