Разные рисунки

Сборщики колосьев (Жорж Сёра)

Рисунки

После возвращения из армии Сера в течение нескольких лет оттачивал свое искусство рисовальщика. Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой «мигиле». Пастель он предпочитал, потому что она не крошилась, а бумагу «мишле» ценил за ее фактуру. Если нанести на такую бумагу тонкий слой пастели, сквозь краску будет проступать белая сетка.

В этой технике сделаны оба помещенные на этой странице рисунка («Сборщики колосьев», не датирован и «Женщина с зонтиком», ок. 1883). На лучших рисунках Сера нельзя рассмотреть ни линий, ни контуров. Этого художник добивался за счет втирания пастели в бумагу или нанесения разнонаправленных пересекающихся штрихов. Очень часто изображенные Сера фигуры находятся в каком-то странном, загадочном окружении, что является данью очень модному в то время символизму.


Марины

Воскресенье, Пор-ан-Бессен (Жорж Сёра, 1888 г.)Марины составляют значительную часть наследия Сера. С середины 1880-х годов художник проводил летние месяцы на морском побережье, возвращаясь в Париж только с приближением зимы. Многие морские полотна Сера внутренне связаны с импрессионизмом (прежде всего с творчеством Моне). Был ли в этом умысел, ответить трудно. Во всяком случае, это вполне вероятно, поскольку художник готовил их к восьмой выставке импрессионистов. При этом техника Сера всегда отличалась от техники импрессионистов, писавших быстро и стремившихся зафиксировать на холсте ускользающие атмосферные эффекты.

Методы Сера были более традиционными. На пленэре он делал только предварительные эскизы и наброски, а саму картину писал в студии. Типичным образцом такой работы может служить «Мыс дю Ок в Гранкане», 1885. Сохранившиеся наброски показывают, что первые зарисовки художник сделал при отливе. Но выступавшие при этом подножия скал нарушали композицию, и он «закрыл» их приливом. Кроме того, он добавил птиц и рыбацкую лодку - они придали картине глубину и сформировали вертикаль.

Ню

Натурщицы (Жорж Сёра, 1888 г.)Сера был достаточно самоуверенным и убежденным в собственной правоте художником, но критикой всегда пристрастно интересовался. По поводу полотна «Гранд - Жатт» (отклики на которое в массе своей были восторженными) ему пришлось выслушать и упреки - они касались персонажей картины. Некоторые критики-консерваторы утверждали, что дивизионистские принципы вообще не позволяют изобразить человека. Сера решил доказать обратное и в 1888 году написал «Натурщиц», предварительно, в 1887 году, создав несколько этюдов («Сидящая натурщица со спины»).

Известно, какую важную роль играла человеческая фигура в академической живописи, поэтому нет ничего удивительного в том, что позы для своих натурщиц Сера заимствует именно из классики. Позы двух девушек повторяют античные статуи, а поза третьей взята с картины Энгра. Доказательство получилось весьма убедительным.

Портовые сцены

Гавань в Пор-ан-Бессене, прилив (Жорж Сёра, 1888 г.)Каждый год Сера любил «освежить глаз после долгих дней, проведенных в студии», и уезжал на побережье Нормандии. Во время этих кратких отпусков он писал или спокойные прибрежные ландшафты, или, напротив, портовые сооружения, где бурлила трудовая жизнь, - доки, пристани, пирсы, маяки.

Сера очень любил места, летом популярные среди отдыхающей публики, а осенью оказавшиеся пустынными и заброшенными. Привязанность к характерной для таких мест меланхолической атмосфере (и перенесение ее на картину) было эхом былой привязанности художника к символизму. Две работы Сера, помещенные на этой странице, называются «"Мария», Онфлёр», 1886 и «Гавань в Пор-ан-Бессене, прилив», 1888.



«Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Женщина под зонтиком (Жорж Сёра)

13. Женщина за вязаньем.


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.