О творчестве. Природа цвета
Один из «отцов» импрессионизма, Камиль Писсарро, пригласил Сера принять участие в последней выставке импрессионистов (1886 год). Картина «Гранд - Жатт» заняла центральное место в зале, отведенном для работ Сера и трех его тогдашних единомышленников — Поля Синьяка, Камиля Писсарро и его сына, Люсьена.
Надо сказать, что многие участники выставки отнеслись к приглашению «этого странного Сера» на выставку без особого энтузиазма. И это было вполне объяснимо. Манера письма пуантилистов имела больше различий, чем сходства с манерой импрессионистов. Хотя пуантилисты тоже придавали цвету важнейшее значение, но от импрессионистической интуитивности тут не осталось и следа.
Первый постулат их теории гласил: оптическая смесь (смесь точечных мазков, воспринимаемая человеческим глазом) ярче, цветоноснее и точнее, чем смесь цветов на палитре.
Второй: составные части цветовой гаммы должны наноситься в виде отдельных точек чистого цвета, а саму картину следует рассматривать на некотором удалении.
«Дивизионизм» провозглашал бесстрастность художника, отвергая характерную для импрессионизма спонтанность и ярко выраженную индивидуальность. Исповедники нового течения разводили краски на палитре, а потом систематично наносили их на холст в виде точек. Импрессионисты же всегда работали широко и быстро — они стремились «схватить» ускользающее мгновение, и тут уж было не до «планомерной» серьезности Сера и его товарищей.
Главным теоретиком новой художественной школы стал Синьяк, уже после смерти Сера опубликовавший концептуальную книгу «От Делакруа к неоимпрессионизму».
Поэзия и наука
Сера, первым применивший в живописи точечные мазки, с детства мечтал о «научной живописи». Он как бы услышал требования времени. Вторая половина XIX века - апофеоз рационализма. Золя тогда мечтал стать «научным романистом». Флобер пророчествовал: «Искусство все больше будет принимать облик науки». Неоимпрессионизм Сера, оспорившего стихийность творчества, - это попытка превратить «романтический» импрессионизм в импрессионизм «научный».
Самое интересное, что по поводу «научности» своей теории неоимпрессионисты сильно заблуждались, они просто не поняли те научные тексты, которые прочитали. Но в искусстве гении часто заблуждаются, причиной многих великих произведений искусства стали именно заблуждения. Сера - как раз тот случай. Глядя на его жанровые картины, на его словно вневременные пейзажи, сейчас меньше всего вспоминают о «научности», но обнаруживают совсем другое - душу художника, посмотревшего на мир пронзительным взглядом и увидевшего его «другим».
Пудрящаяся женщина (Портрет Мадлен Кноблох) (Ж. Сера 1888-1890 гг.) | Парад (Жорж Сёра, 1888 г.) | Мост и набережная в Пор-ан-Бессене (Жорж Сёра) |