Философия импрессионизма: остановись, мгновенье, ты прекрасно!
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Светлые, позитивные, живые картины художников-импрессионистов давно уже стали классикой. Однако на заре зарождения импрессионизма их яростно отвергало общество, в штыки встретившее новый стиль в живописи. Полотна, ныне признанные шедеврами, не продавались даже за смехотворные суммы, не допускались на официальные салоны, высмеивались в прессе.
Будущего и прошлого нет, есть только настоящее
Мир, который художники-импрессионисты сумели увидеть в более изменчивом и солнечном ракурсе, чем это было принято до них, принял их крайне неохотно, даже враждебно. Многие живописцы испытывали финансовые трудности и нужду. Но это не останавливало тех, кто писал свои картины на основе мимолетных впечатлений и восхищения сиюминутной красотой неба, леса, моря и людей.
Девизом импрессионистов вполне могло бы стать выражение «Остановись, мгновение, ты – прекрасно», принадлежащее Фаусту. Оно, как нельзя лучше, раскрывает глубинную сущность и философию импрессионизма. Умение жить здесь и сейчас, а не копаться в прошлом или мечтать о будущем – признак глубокой мудрости.
Желание наслаждаться и восхищаться каждый моментом, способность увидеть его суть и оценить красоту даны не каждому. На этом основаны древнейшие духовные знания, и это сумели понять импрессионисты. Человек рождается, чтобы восхищаться окружающим миром и испытывать счастье в каждый миг своей жизни - такова высшая цель бытия, провозглашенная ведическими знаниями.
Импрессионисты видели прелесть каждого мгновения, они с любовью наблюдали за игрой облаков и солнечных лучей в небесах и кронах деревьев, в морских волнах и складках женских платьев. И они нашли выразительные средства, чтобы передать свои ощущения и светлую радость на холсте. Правда, прошло несколько десятилетий, прежде чем общество изменилось настолько, чтобы воспринять позитивную энергетику картин художников-импрессионистов. Ведь зарождался этот стиль искусства в очень непростое время.
Краткий экскурс в историю
Чтобы понять истоки непринятия импрессионизма, следует немного рассказать о том, каким был мир в период зарождения этого направления в живописи. Ряд социальных потрясений, которыми был наполнен 18 век, изменили сущность западной культуры. Роль искусства в нестабильном развивающемся мире постоянно менялась.
С давних времен художники обслуживали власть имущих. После революции во Франции большинство живописцев остались без своих основных заказчиков. Зарождающийся капитализм изменил общественные приоритеты, а появление среднего класса породило новый спрос на предметы искусства. Однако в отличие от потомственных аристократов, новой элите очень не хватало образованности и вкуса. Поэтому основными ориентирами в оценке картин для них были мнения официальных экспертов, поддерживающих академические традиции, и газетных критиков.
Под патронатом французских властей в Париже часто проходили выставки современной живописи. Их называли Салонами, по аналогии с залом в Лувре, предназначенном для показов работ придворных художников.
Приговор Салона: быть или не быть
Участие в Салоне для художников стало единственным способом привлечь внимание прессы и публики к своим творениям и продать их. Огюст Ренуар в одном из своих писем сетовал на то, что живописец, не принятый в Салон, не сможет продать даже одного квадратного сантиметра холста. Каждому художнику успех в Салоне позволял не только заявить о себе, но и, в случае положительных отзывов, получить надежду на коммерческий успех.
Награды Салона, одобрения жюри и маститых художников, давали молодому автору шанс стать богатым и знаменитым. Непризнание, наоборот, вешало ярлык «художника, непризнанного Салоном». В список последних постоянно попадал Эдуард Мане – один из основоположников импрессионизма, и другие художники, манера которых не соответствовала критериям академизма.
Так была подготовлена почва для появления «Салона отверженных», в котором свои работы выставляли художники, чье творчество не было одобрены жюри, экспертами и критиками. Всех их объединяла новая философия живописи, отказ от тиражирования библейских и классических сюжетов и поиск новых выразительных средств для выражения своего восхищения красотой окружающего мира.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Жорж Сера | После того как Сера создал новый метод живописной техники — пуантилизм, у него появились ученики и последователи, в числе которых оказался даже Камиль Писсарро (на фото) | На выставке Общества независимых художников критики назвали пейзажи Сера «антиживописной мешаниной» |