Главная > Импрессионизм > «Салон отверженных»
 

«Салон отверженных» — как закалялась сталь

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

Постоянные баталии между Салоном и художниками, которые имели несчастье не соответствовать требованиям жюри, ярко свидетельствовали о то, что французское изобразительное искусство с середины 19 века переживало глубокий кризис.

Битва старого и нового искусства

В 1863 году в ситуацию решил вмешаться император Наполеон III, когда узнал, сколько картин разных художников отклонило непреклонное, в своем академизме, жюри. Монарх поддержал альтернативную выставку, устроенную художниками, не прошедшими отбор. Она получила символическое название «Салон отверженных». Мудрое решение императора Франции позволило зрителю увидеть и сопоставить картины, пропущенные жюри официального Салона и отклоненные им.

Избалованная парижская публика не церемонилась с живописцами - париями. И, вскоре Салон отверженных стал одним из самых модных мест французской столицы. Здесь можно было вдоволь шутить, упражняться в остроумии и оттачивать злословие. Да и многие журналисты на подобных статьях постарались сделать себе имя. Однако художники продолжали выставлять свои творения.

Впервые идея альтернативного салона пришла художнику реалистического направления Генриху Курбе. Когда отборочным комитетом Парижской Всемирной выставки (1855г.) была пропущена лишь часть его картин, он устроил рядом с ней персональный павильон с "забракованными" работами. А в 1867 г. Курбе выставил все свои работы в специально арендованном помещении. Данную тактику применил и Эдуард Мане, приурочивший к выставке 1867г. открытие собственной галереи своих работ.

Это было дорогое удовольствие, особенно для художников, картины которых почти не покупали. И оно навело «отверженных» на мысль объединиться и совместно финансировать открытие выставки своих работ, отклоненных Салоном.

Ветер перемен

О кризисе в изобразительном искусстве говорили в конце 60-х годов 19 в. Эжен Делакруа, Шарль Бодлер и другие прогрессивные художники. Импрессионизм можно считать ответом творческой интеллигенции на застой, царствующий в изобразительном искусстве и своеобразной шоковой терапией для него.

Ветер перемен, принесенный молодыми живописцами Клодом Мане, Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега качественно изменил французскую живопись. Он обогатил ее новыми оттенками, непосредственностью созерцания жизни, схематичностью и отрывочностью композиций, оригинальностью ракурсов и иллюзорной зыбкостью форм.

Большинство своих работ импрессионисты писали на природе. А вечерами, после заката солнца, они собирались в парижском кафе Гербуа, где просиживали ночи напролет, рассуждая о творчестве. Для молодых художников, объединившихся вокруг Клода Моне, оно стало дискуссионным клубом, где каждый пылко отстаивал свою точку зрения. Эти ночные дружеские посиделки давали каждому мощный заряд энтузиазма и приподнятого настроения, которое днем, работая на пленэре, художники выплескивали на холст.

Пленэр - место работы и источник вдохновения

Французский пейзаж кардинально изменился и похорошел благодаря выразительным средствам импрессионизма. Стройная система работы на открытом воздухе (пленэре) была разработана Камилем Писсаро, Клодом Моне и Альфредом Сислеем.

Какую уверенность в собственном таланте нужно было иметь, чтобы сразу наносить свои идеи и впечатления на холст! Никаких набросков, эскизов и контуров. Зато обилие искрящегося солнечного света, фантастическое разнообразие красок и оттенков, буйство вибраций и рефлексов – отсветов света и цвета на поверхностях изображаемых объектов.

Освещение и воздух стали для импрессионистов самостоятельными объектами творческого исследования. А характерными чертами пленэрной живописи, созданной молодыми французскими художниками, стали светлое настроение, яркие чистые оттенки, талантливая игра света, воздуха и зыбких цветных теней.

Из палитры импрессионистов почти полностью исчез черный цвет. Ему не осталось места на этих трепетных картинах, излучающих радость жизни и восхищение красотой реального мира.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6


За обедом - портрет отца художника (Жорж Сёра)

Обезьяна - этюд для «Гранд-Жатт» (Жорж Сёра)

14. За обедом (Портрет отца художника).


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.