Главная > Биография > Аудиобиография
 

"Жорж Сера"

Автопортрет (Жорж Сёра)Жорж Пьер Сера – французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель живописного метода, получившего название «пуантилизм», заключавшегося в передаче оттенков и цветов с помощью цветных точек. Критики назвали пуантилизм Сёра «неоимпрессионизмом», попыткой превратить романтический импрессионизм в импрессионизм научный. Картины пуантилистов можно было рассматривать только издали, вблизи они превращались в мозаику, в цветовое месиво. Тем не менее, это было новое сильное слово в изобразительном искусстве. Жанровые картины и пейзажи Жоржа Сёра отражали, в первую очередь, внутренний мир самого художника, увидевшего действительность иным, отличным от других взором.

Жорж Сера родился в Париже 2-го декабря 1859-го года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем. В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки). Кроме того, он увлекался разведением цветов.

Одну руку отец будущего художника потерял на охоте в результате несчастного случая и пользовался протезом. Приступая к обеду, Антуан вставлял в протез вилку или нож, но часто забывал об этом, продолжая энергично жестикулировать во время разговора. Как писал позже один из его друзей, «он с такой силой размахивал своим острым оружием, что мне, сидевшему рядом с ним, постоянно приходилось опасаться за свои глаза».

Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера — замкнутость, независимость и скрытность.

В детстве Сера ничем не отличался от своих сверстников. Он был свидетелем поражения Франции в войне с Пруссией и дальнейших трагических событий. Когда в 1871-м году власть в столице ненадолго захватила Коммуна, семья Сера покинула Париж и на некоторое время обосновалась в Фонтенбло. Наверное, все это произвело большое впечатление на мальчика. После разгрома Коммуны они вернулись домой.

Подросток возобновил учебу в лицее. К этому времени он уже заинтересовался искусством и стал посещать школу живописи, где под руководством скульптора Жюстена Лекьена осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров. У Лекьена Жорж нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, также позже ставшие известными.

В 1878-м году Сера приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, — это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сера видно, как старательно молодой художник копирует академическую манеру Энгра. При этом он живо интересовался и новейшими течениями в живописи.

В 1879-м году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сера провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал настойчивые штудии, совершенствуя свое мастерство рисовальщика.

В ноябре 1880-го года Сера демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он вместе с Аман-Жаном снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883-го года Сера не выставлялся. Можно лишь предположить, что все это время он занимался самообразованием.

Купание в Аньере (Жорж Сёра 1883-1884 гг.) Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.

Поначалу Сера вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-го — 1882-го годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сера написал несколько портретов. Один из них, — «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883-го года, удостоился сдержанных похвал.

Молодой Сера предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883-м году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал художническое поприще, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Эти места привлекали многих импрессионистов — отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.

На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Художник посчитал такое решение оскорбительным. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных или независимых. Вскоре состоялась выставка новоиспеченных «изгоев», где Сера, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил полный разнобой. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И всё равно Сера был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания в кафе «Ориент» и «Маренго», он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, в то время писавший в импрессионистической манере. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» или — «дивизионизму» Сера. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал его новаторские идеи. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сера впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

В импрессионизме это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сера — он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение – импрессионизм — исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик «назначил» Сера. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.

Картину Сера «Гранд-Жатт» показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886-го года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. И на этих выставках её восприняли как сенсацию. Синьяк, торжествуя, свидетельствовал: «Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сера невозможно было рассмотреть, её всегда окружали тучи зрителей».

Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера. По этому поводу он испытывал смешанные чувства. С одной стороны, всё это очень льстило художнику, а с другой, — вызывало ревность. Пропагандистом и популяризатором нового течения выступал Синьяк, сам ставший бесповоротным «дивизионистом»; Сера же предпочитал хранить молчание. Более того, он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».

Воскресенье после полудня на острове Гранд Жатт (Жорж Сёра 1884-1886 гг.)Скрытность Сера распространилась и на его личную жизнь, она была окутана тайной. В 1888-м году он познакомился с белошвейкой Мадлен Кноблох. Вспыхнул роман. Сера скрывал его и от друзей, и от родных. С 1889-го года они с Мадлен стали жить вместе. В феврале 1890-го года Мадлен родила мальчика. Сера дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, — Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.

В марте 1891-го года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Болезнь развивалась стремительно. Буквально за три дня Сера «сгорел» — как предполагается, от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер Лашез.

Жорж Сёра умер в возрасте тридцати двух лет, написав помимо пейзажей и рисунков лишь семь больших полотен. Однако его творчество оставило весьма заметный след в живописи, задав мощный импульс развитию целого ряда авангардных направлений искусства XX-го века.


4. Мужской торс.

5. Дробильщики камня.

Лунная ночь на Капри (И.К. Айвазовский, 1841 г.)


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.