Друзья
Эдмон Аман-Жан
Аман-Жан встретился с Сера в художественной школе Жюсте-на Лекьена. Вскоре молодые люди подружились. Позже они «на пару» снимали студию и вращались в одних и тех же художественных кругах — условно говоря, модернистских. Поначалу Аман-Жан был более удачливым художником, чем Сера. Одна из его работ «пробилась» в Салон 1879 года, несколько его портретов получили очень благожелательные отзывы критики.
После того как Сера примкнул к «независимым», пути бывших приятелей разошлись. Аман-Жан сохранил близость к символистам. В частности, его творчество хвалил Пюви де Шаванн, который, будучи членом жюри Салона 1885 года, «пробил» для Аман-Жана стипендию в размере четырех тысяч франков, позволившую художнику совершить путешествие в Италию. Одно время Аман-Жан писал портреты в стилистике прерафаэлитов, а в 1910-е годы испытал сильное влияние работ Пьера Боннара.
Поль Синьяк
Причиной, подтолкнувшей Поля Синьяка (1863—1935) к занятиям живописью, было его знакомство с работами импрессионистов, которые по-настоящему поразили его. После этого он пытался попасть в ученики к Клоду Моне, но — безуспешно. У Моне не было педагогического дара. К счастью, в 1884 году Синьяк познакомился с Сера и тут же загорелся его «дивизионизмом». Какое-то время оба художника работали в совершенно одинаковой манере. Это вызывало неудовольствие Сера, однако именно энтузиазм и энергия Синьяка способствовали утверждению и распространению нового стиля.
Синьяк славился своей общительностью; в молодости он был склонен к эпатажным выходкам. Часто рассказывают, как он однажды, нарядившись в монашескую одежду, устроил пародийное отпевание в одном из парижских кафе. После смерти Сера Синьяк единолично возглавил «дивизионизм» и стал его главным летописцем. Книга художника «От Делакруа к неоимпрессионизму» долгое время оставалась, чуть ли не самым солидным исследованием живописи второй половины XIX века.
Анри ван де Вельде
Анри ван де Вельде был очень разносторонним человеком. Он родился в Антверпене, там же учился в Академии искусств. Делал это, кстати, молодой человек, втайне, от родителей, хотевших видеть его юристом. В юности ван де Вельде стал ярым приверженцем модернистского искусства. Поначалу он следовал традициям, заложенным Милле, потом был очарован импрессионистами, но, после того как в 1887 году он увидел «Гранд-Жатт» Сера, его стиль резко изменился. В 1888 году художник вступил в «Группу двадцати» и довольно долго работал в неоимпрессионистической манере. К началу 1890-х годов ван де Вельде перестал писать картины, а с 1895 года целиком посвятил себя архитектуре и преподавательской деятельности.
В 1896 году ему предложили оформить часть «Дома нового искусства» — магазина, давшего название целому художественному течению («арт нуво»). В 1900—1902 годах он принимал участие в оформлении знаменитого Фолькванрмузея в Хагене. В Германии ван де Вельде оставался до 1917 года, потом переехал в Швейцарию. В 1921 году началось его многолетнее печальное сотрудничество с Элен Крёллер-Мюллер. Возвратившись в 1926 году в Бельгию, он организовал Институт декоративного искусства. Позже ван де Вельде создал рад интересных архитектурных проектов — в том числе спроектировал бельгийские павильоны на Всемирных выставках в Париже (1937 год) и Нью-Йорке (1939 год).
Анри ван де Вельде был не только архитектором, но и художником, дизайнером, писателем и педагогом.
Поль Синьяк, верный друг и ученик Сера, говорил: «Проснуться женатым — все равно что проснуться в камере: вокруг вечно толкутся люди, но ты по-прежнему одинок» | Жорж Сера: Toчкa отсчета | Жорж Сера: Toчкa отсчета |