Друзья

Портрет Эдмона-Франсуа Аман-Жана (Ж. Сёра)

Эдмон Аман-Жан

Аман-Жан встретился с Сера в художественной школе Жюсте-на Лекьена. Вскоре молодые люди подружились. Позже они «на пару» снимали студию и вращались в одних и тех же художественных кругах — условно говоря, модернистских. Поначалу Аман-Жан был более удачливым художником, чем Сера. Одна из его работ «пробилась» в Салон 1879 года, несколько его портретов получили очень благожелательные отзывы критики.

После того как Сера примкнул к «независимым», пути бывших приятелей разошлись. Аман-Жан сохранил близость к символистам. В частности, его творчество хвалил Пюви де Шаванн, который, будучи членом жюри Салона 1885 года, «пробил» для Аман-Жана стипендию в размере четырех тысяч франков, позволившую художнику совершить путешествие в Италию. Одно время Аман-Жан писал портреты в стилистике прерафаэлитов, а в 1910-е годы испытал сильное влияние работ Пьера Боннара.


Портрет Поля Синьяка (Жорж Сёра, 1890 г.)

Поль Синьяк

Причиной, подтолкнувшей Поля Синьяка (1863—1935) к занятиям живописью, было его знакомство с работами импрессионистов, которые по-настоящему поразили его. После этого он пытался попасть в ученики к Клоду Моне, но — безуспешно. У Моне не было педагогического дара. К счастью, в 1884 году Синьяк познакомился с Сера и тут же загорелся его «дивизионизмом». Какое-то время оба художника работали в совершенно одинаковой манере. Это вызывало неудовольствие Сера, однако именно энтузиазм и энергия Синьяка способствовали утверждению и распространению нового стиля.

Синьяк славился своей общительностью; в молодости он был склонен к эпатажным выходкам. Часто рассказывают, как он однажды, нарядившись в монашескую одежду, устроил пародийное отпевание в одном из парижских кафе. После смерти Сера Синьяк единолично возглавил «дивизионизм» и стал его главным летописцем. Книга художника «От Делакруа к неоимпрессионизму» долгое время оставалась, чуть ли не самым солидным исследованием живописи второй половины XIX века.


Анри Клеманс Ван де Вельде

Анри ван де Вельде

Анри ван де Вельде был очень разносторонним человеком. Он родился в Антверпене, там же учился в Академии искусств. Делал это, кстати, молодой человек, втайне, от родителей, хотевших видеть его юристом. В юности ван де Вельде стал ярым приверженцем модернистского искусства. Поначалу он следовал традициям, заложенным Милле, потом был очарован импрессионистами, но, после того как в 1887 году он увидел «Гранд-Жатт» Сера, его стиль резко изменился. В 1888 году художник вступил в «Группу двадцати» и довольно долго работал в неоимпрессионистической манере. К началу 1890-х годов ван де Вельде перестал писать картины, а с 1895 года целиком посвятил себя архитектуре и преподавательской деятельности.

В 1896 году ему предложили оформить часть «Дома нового искусства» — магазина, давшего название целому художественному течению («арт нуво»). В 1900—1902 годах он принимал участие в оформлении знаменитого Фолькванрмузея в Хагене. В Германии ван де Вельде оставался до 1917 года, потом переехал в Швейцарию. В 1921 году началось его многолетнее печальное сотрудничество с Элен Крёллер-Мюллер. Возвратившись в 1926 году в Бельгию, он организовал Институт декоративного искусства. Позже ван де Вельде создал рад интересных архитектурных проектов — в том числе спроектировал бельгийские павильоны на Всемирных выставках в Париже (1937 год) и Нью-Йорке (1939 год).

Анри ван де Вельде был не только архитектором, но и художником, дизайнером, писателем и педагогом.



Жорж Сера: Toчкa отсчета

Эдмон-Франсуа Аман-Жан, друг Сера, с которым он учился в Школе изящных искусств

Женщина с поднятой рукой. (этюд для «Гранд-Жатт»).


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.