Бернар Палисси
(1510 — 1588 г., Париж)
Французский естествоиспытатель и художник-керамист. Родился на юге Франции, в небольшой деревушке близ маленького городка Бирон. Рассказывают, что в ранней молодости он много путешествовал по Пиренеям, Арденнам и берегам Рейна. В качестве простого работника переходил он с места на место, занимаясь ремеслом стекольщика, горшечника и землемера. Мастер вспоминал, как однажды во время путешествия он забрел в какую-то заброшенную мастерскую, где увидел «глиняную чашу, исполненную так превосходно, что я пришел в замешательство».
Пытаясь постичь секрет белой земли, покрывавшей чашу, Палисси поселяется в городке Сенте близ Бордо, устраивает здесь плавильную печь. В результате драматических пятнадцатилетних исканий Палисси в 1550-х г. открывает особый способ декорирования фаянса, названный им «сельские глины». Он создает мастерскую, его известность растет. К нему обращаются с заказами король Франции Генрих II и всесильные вельможи. По приглашению короля Палисси переезжает в Париж, где работает как керамист, а также основывает «естественно-исторический кабинет», в котором в течение 1575–1585 г. читает лекции по естественным наукам и физике. В 1588 г. он был заключен в Бастилию как гугенот, где и провел последние дни своей жизни.
Палисси — автор двух больших книг-трактатов. Первая, напечатанная в 1563 г., называлась так: «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям Земли. А также книга эта содержит рисунок сада, представляющего столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города».
Вторая книга, опубликованная в 1580 г., называлась «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, все представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком». Только одни лишь названия трактатов Палисси показывают широкий круг его занятий и интересов, соединение в его деятельности научного и творческого подхода.
Творчество Палисси-керамиста можно разделить на два больших периода. Первый период — Паллиси создавал большие фаянсовые блюда, всегда овальной формы с широкими прямыми краями, украшенные мотивами живой природы. Мастер называл свои изделия, созданные во время пребывания в Сенте «сельскими глинами».
Второй период — «парижский», когда Палисси работал в Тюильри. В это время Палисси впервые применил формовку в гипсе для выпуска массовой однотипной продукции. К этому периоду относятся многочисленные композиции на библейские и мифологические темы, часто представляющие свободные копии с фресок.
В результате многочисленных поисков Палисси получил «яшмовую глазурь», отличавшуюся большой прозрачностью и глубиной тона. В ней преобладают голубые, зеленые и пурпурно-коричневые цвета.
Растения, пресмыкающиеся, насекомые изображены достоверно и убедительно до иллюзорности. Тайна технологии «сельских глин» так и осталась неразгаданной. И хотя многие пытались «объяснить» технологию удивительных шедевров Палисси, но эти «реконструкции» носят фантастический характер.
Французский мастер Палисси был не только изобретателем, но и выдающимся скульптором. Ведь художественное и научное творчество в XVI в. сливаются воедино, и часто первое опережает второе.
Палисси был хорошо знаком с научными трудами Леонардо да Винчи и Коперника, читал Аристотеля, Плутарха, Витрувия, Плиния Старшего. Палисси впервые высказал гипотезу, что раковины и другие окаменелости не являются простой игрой природы, но представляют собой ископаемые останки древних животных.
Одна из глав «Чудесных рассуждений» называется «Об искусстве из земли, об эмалях и огне». В ней он говорит: «Даже если я использую тысячу листов бумаги, чтобы записать все события, которые произошли со мной, пока я осваивал свое искусство, вы можете быть уверены, что, как бы разумны вы ни были, вы совершите тысячу ошибок, если будете пользоваться только написанным, не прибегая к практическим действиям». Палисси считал, что секреты его искусства не должны стать всеобщим достоянием, и называя состав эмалей, отказывался сообщить дозы смешений. Он утверждает, что «это не механический процесс и здесь необходима специальная геометрия».
Овальное блюдо. Б. Палисси.
|
Керамическое блюдо. Б. Палисси.
|
Тюильри. Керамический декор грота. Б. Палисси.
|