Щедрин Сильвестр Феодосиевич
(2 февраля 1791 г. — 27 октября 1830 г.)
Русский художник, пейзажист, представитель романтизма. Родился в Петербурге. Его отец — Феодосий Фёдорович Щедрин — известный скульптор, ректор Академии художеств, профессор класса скульптуры. Дядя — известный в XVIII ст. пейзажист — Семён Фёдорович Щедрин.
С 1800 по 1811 г. Сильвестр Щедрин учился в Воспитательном училище Академии Художеств. В 1811 г. он оканчивает Академию дипломной картиной "Вид с Петровского острова", получив за неё Большую золотую медаль, что давало ему право на "пенсионерство" за границей. В связи с войной 1812 г. его поездка была отложена, и он уехал из России в Италию лишь в 1818 г.
После восьми месяцев, проведённых в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Здесь художник нашёл подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для живописи.
Он много работал на натуре, что было редкостью в то время, и, стараясь, возможно, живее запечатлеть видимое, начал понемногу избавляться от заученных канонов.
Всё же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нём красоту.
Крупным достижением художника стала картина "Новый Рим. Замок Святого Ангела" (1823 г.). Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих её приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов — не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была природа.
Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж "Озеро Альбано в окрестностях Рима" (1825 г.). В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности, избавившись от чёткого деления на пространственные планы и от условности цвета.
Срок "пенсионерства" истёк в 1823 г., но Щедрин рискнул остаться в Италии ещё на некоторое время — уже независимым художником, благо его работы имели спрос, который он едва успевал удовлетворять.
В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в тёплые — писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, — он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое ("Вид Сорренто близ Неаполя", "Вид Амальфи близ Неаполя", обе 1826 г.; "Грот Матримонио на острове Капри", 1827 г., и другие работы).
Художник увлёкся ещё одним мотивом — увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах", написанных в 1825—1828 г. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.
Понемногу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра ("Вид в окрестностях Сорренто. Вечер", конец 1820-х г.; "Лунная ночь в Неаполе", 1828—1829 г., и другие картины). Возможно, причиной тому были невесёлые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно — тяжёлая болезнь, которая беспокоила его всё чаще.
Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого наследия Щедрина.
В Италии Сильвестр Феодосиевич Щедрин остался до конца своих дней. Умер он в Сорренто.
Веранда, обвитая виноградом. С.Ф. Щедрин. 1828 г.
|
Грот во Флоренции. С.Ф. Щедрин. 1826 г.
|
Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. С.Ф. Щедрин. 1829 г.
|