Пуантилист
(от французского pointiller — писать точками)
Художник, пишущий в манере пуантилизма.
Пуантилизм — это система живописи, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые точками различной конфигурации наносятся на холст. Затем при восприятии картины зрителем с определенного положения точки оптически сливались в нужный художнику цвет в сетчатке глаза. Пуантилизм применялся многими мастерами неоимпрессионизма. Также имеет название дивизионизм (по-французски division — разделение).
Известные мастера пуантилизма: Жорж Сёра, Поль Синьяк, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Анри Эдмон Кросс, Шарль Теофил Ангран, Максимилиан Люс, Ипполит Птижан, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.
Камиль Писсарро, на короткое время присоединившийся к неоимпрессионистам, называл их «научными импрессионистами», тем самым подчеркивая принципиальное различие между своими прежними товарищами («романтическими импрессионистами») и новыми молодыми соратниками. Как движение пуантилизм получил развитие помимо Франции в Бельгии (Тео Ван Риссельберге) и особенно в Италии (Джованни Сегантини) в конце XIX в., став там одним из источников появления футуризма.
Пуантилизм возник во Франции приблизительно в 1885 году. Основоположниками пуантилизма считаются художники-неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк, они попытались довести до логического завершения эмпирические находки своих предшественников, соединив воедино искусство и науку. Опираясь на психофизиологию восприятия цвета и теоретические труды Эжена Шеврёля, Огдена Руда и Германа Гельмгольца, они научно обосновали новый живописный метод и практически применили его в своем творчестве. Согласно теории, опиравшейся на закон одновременного контраста и оптического смешения, традиционные тона палитры можно восстановить через противопоставление не только дополнительных цветов, но и 18 тонов призмы.
Пуантилизм противопоставил беспорядочности и хаотичности мазков импрессионистов четкую систему вычисления и наложения точек, что делало работу художника очень сложной и трудоемкой, а способ письма строгим и сухим, но в тоже время привел к эффекту создания более интенсивных цветов, тонов и света в живописи. Плоскостно-декоративные картины систематически заполнялись мазками правильной формы.
Элементы пуантилизма ярко проявляют себя в пленэрной живописи импрессионистов, которые использовали этот метод скорее интуитивно, руководствуясь эмоциями и наблюдательностью, нежели знаниями и рассудком.
Гавань в Марселе. П. Синьяк.
|
Пудрящаяся женщина. Ж. Сёра.
|
Сельская местность. Церковь и ферма в Энраньи. К. Писсаро.
|