A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Пуризм


(по-французски purisme, от латинского слова purus — чистый)

Натюрморт посуда (А. Озанфан)Направление в живописи Франции конца 1910 – 1920-х годов. Основные представители — художник пуризма Амеде Озанфан и архитектор Шарль Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье). Отбрасывая декоративные элементы кубизма и прочих авангардистских направлений 1910-х годов, свойственную им деформацию натуры, пуристы придерживались рационалистической и упорядоченной передачи сдержанных и устойчивых форм предметов, словно бы избавленных от деталей, отображения «первичных» элементов. Произведения пуристов отличаются плавностью ритмики лёгких очертаний и силуэтов однотипных предметов (стаканов, кувшинов и пр.), определённой плоскостностью. Не развившись в станковых формах, значительно переосмысленные художественные тенденции пуризма нашли определённое отображение в современной архитектуре, в основном в сооружениях Ле Корбюзье.

Начало движению положил манифест «После кубизма» (1918 г.), где были изложены главные положения нового, более совершенного (по замыслу его создателей) направления в искусстве — пуризма. Отвергая декоративность и деформацию натуры, принятые кубизмом и другими авангардистскими течениями, развивавшимися на кануне Первой Мировой войны (футуризма и орфизма), пуристы провозгласили идею «очищения» действительности, изображаемой художником. Объект окружающего мира в художественных произведениях заменялся «пластическим символом», «первичным элементом», который должен был выразить внутреннюю сущность предмета или явления. Пуристы призывали к максимальному самоограничению — отбросить все лишнее, второстепенное, отказаться от субъективного произвола (фантазии и свободы творчества) в целях достижения пластического совершенства, образцом которого является машина.

Эти положения развивались А. Озанфаном и Ле Корбюзье и журнале «Новый дух» («L'Esprit Nouveau»), выпускаемом ими в 1920—1925 г., в совместной книге «Современная живопись» (1924 г.) и усовершенствовались в практическом живописном опыте. Вдохновленные машинной эстетикой, пуристы последовательно приходят в своих работах к упрощению форм и цвета, четким геометрическим линиям, строгим композициям. Основным жанром пуризма становится натюрморт, где простые стандартизованные формы предметов могут легко соединяться, оставаясь при этом четкими. Эти предметы изображаются в соответствии с методами промышленного рисунка — общий план и проекция в перспективе.

Не получив широкого развития в станковых формах, художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в архитектуре (творчество Ле Корбюзье и А. Лооса), а также в определенной степени явились предтечей конструктивизма.

Мастера пуризма: Амаде Озанфан, Шарль Эдуард Жаннере, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Вили Баумайстер, Оскар Рутерсвард.

Жилой дом в поселке Вейссенгоф (Ш.Э. Жаннере)
Жилой дом в поселке Вейссенгоф.
Ш.Э. Жаннере.

Строители (Ф. Леже)
Строители.
Ф. Леже.

Невозможный треугольник (О. Рутерсвард)
Невозможный треугольник.
О. Рутерсвард.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.