Главная > Гостевая книга > Это интересно > Венецианов и его школа
 

Алексей Венецианов и его школа

Алексей Гаврилович Венецианов(1780—1847) родился в Москве в семье купила. В двадцать два года он отправился в Петербург и поступил на государственную службу. В свободное время Венецианов посещал Эрмитаж, изучал и копировал картины старых мастеров. Здесь же он познакомился с известным портретистом Владимиром Боровиковским и поступил к нему в ученики.

В 1811 г. на соискание звания академика художник представил в Академию художеств автопортрет. С этой целью традиционно выставлялись религиозные или исторические картины либо портреты известных людей, а автопортрет — впервые. Из мягко освещённого пространства прямо к зрителю обращено некрасивое, но одухотворённое лицо мастера. Его глаза за стёклами очков внимательны и сосредоточенны. Кажется, что модель не он, а зритель, смотрящий на портрет. Работа была прекрасно написана и вызвала всеобщее одобрение. Венецианов стал академиком.

Алексей Венецианов. На пашне. Весна.
Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 20х гг. XIX в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вскоре он женился, приобрёл имение Сафонково в Тверской губернии, оставил службу и уехал в деревню. В своей усадьбе Венецианов продолжил занятия живописью и начал педагогическую деятельность. Художника влек ли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй.

Алексей Венеиианов. На жатве. Лето.
Алексей Венеиианов. На жатве. Лето. Середина 20х гг. XIX в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина «Гумно», написанная в 1823 г. с натуры, — и интерьер, и жанровая сиена одновременно. Потоки солнечного света проникают в помещение сразу с трёх сторон: через проём на переднем плане холста (чтобы изобразить интерьер максимально достоверно, Венецианов приказал выпилить стену гумна), а также через ворота слева и на заднем плане. Группы и отдельно стоящие фигуры крестьян по степенно уводят взгляд зрителя вглубь картины. Это полотно, выставленное в академии, вызвало волну споров, но в конце концов получило признание. Его купил император Александр I.

В дальнейшем Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой». Мальчик пастушок спит на берегу речки. У него за спиной типичный русский пейзаж, один из первых в истории русской живописи («Спящий пастушок», 1823—1824 гг.). Статная женщина в сарафане идёт по полю, держа под уздцы лошадей. Её взгляд прикован к ребёнку, сидящему на краю поля («На пашне. Весна», первая половина 20х гг.). Хлеб созрел, и его убирают женщины жницы. Крестьянка, сидящая вполоборота к зрителю на высоком по мосте, кормит младенца («На жатве. Лето», середина 20х гг.). Художник писал без эскизов и предварительного рисунка, сразу на холсте с натуры или по воспоминаниям. Непосредственность и простота резко отличали его картины от академических работ.

Алексей Венеиианов
Алексей Венеиианов. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Венецианов трагически погиб в 1847 г.: он ехал в санях и не справился с лошадьми. Но его достижения и открытия продолжали жить в русском искусстве благодаря работам учеников, многие из которых были крестьянами окрестных деревень.

Григорий Сорока. Кабинет дома в Островках, имении Н. К. Милюкова.
Григорий Сорока. Кабинет дома в Островках, имении Н. К. Милюкова. 1844 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Из школы Венецианова вышло не мало интересных живописцев. Среди них Сергей Константинович Зарянко (1818—1870), Капитон Алексеевич Зеленцов (1790—1845), Александр Алексеевич Алексеев (1811 —1878), Григорий Васильевич Сорока (1823—1864) и др. В 1833 г. Зеленцов получил звание академика за работу «Мастерская художника Петра Васильевича Басина», изображающую обучение художников в одном из залов академии. Зарянко был удостоен этого звания в 1843 г. за картину «Внутренний вид Никольского собора», в которой виртуозно построена перспектива интерьера и передано эффектное освещение. Алексеев создал вид мастерской Венецианова, написанный в близкой учителю манере — в оливковых тонах и мягком освещении («В мастерской А. Г. Венецианова в Петербурге», 1827 г.). Сорока, крепостной соседей Венецианова Милюковых, в пейзажах, интерьерах и портретах создал собственный мир: идеально прекрасный и неподвижный, застывший в своей красоте («Кабинет дома в Островках, имении Н. К. Милюкова», 1844 г.).

(c) Энциклопедия искусства


Цирк (Жорж Сёра, 1891 г.)

Жорж Сера

После того как Сера создал новый метод живописной техники — пуантилизм, у него появились ученики и последователи, в числе которых оказался даже Камиль Писсарро (на фото)


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.