A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Энкаустика


(по-гречески enkaustikh, от encaio — жгу, выжигаю)

Христос Пантократор (энкаустика)У древних греков и римлян способ живописи восковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперь утраченного способа — остается невыясненным. Основываясь на показаниях Плиния Младшего и Витрувия, надо полагать, что существовало два рода энкаустики.

Иногда красочные вещества, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней было легче проходить нагретым металлическим шпателем (по-гречески — cauterium); от его теплоты восковые краски распускались, сливались одна с другой, и прочно приставали к поверхности.

В других случаях, восковые краски употреблялись в жидком состоянии (полученном через подогревание их на огне или через прибавку к ним вещества вроде терпентина).

Такими красками писали кистью, подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собою и сглаживали путем повторения несколько раз приближения к ним жаровни с горячим углем.

Образцы энкаустики дошли до нас в писанных на досках портретах мумий эллинистической эпохи Египта, найденных в Файюмском оазисе, а также в некоторых из стенных декоративных украшений, открытых в Геркулане и Помпее.

Путем соответствующих исследований была установлена техника живописи энкаустикой и применяемые к ней материалы.

Основным материалом и связующим в энкаустике является воск, сваренный с добавкой светлой древесной смолы, который при легком нагревании «выпотевает» на поверхности живописи. Под действием едкой щелочи смыливается только свободная церетиновая кислота вышеприведенной смеси, а не омыленная часть превращается в эмульсию, которая после охлаждения не затвердевает. Если такой эмульсией покрыть поверхность и выпарить воду, то на ней осядут тонкие частички воска, которые при нагревании образуют монолитный слой. На этом принципе и основано применение воска в этой технике.

Приготовление связующего вещества. Расплавляют 25 г. белого пчелиного воска и 80 г. мастиковой смолы. В эту смесь вливают 70—80 г. поташа, растворенного в 250 см3 воды. Полученную белую эмульсию оставляют для охлаждения. Вместо поташа можно использовать аммиак или углекислый аммоний, они не оказывают химического действия на красители. По другому способу в горячую смесь воска и мастиковой смолы перед добавкой тоже горячего раствора поташа или аммиака можно добавлять и небольшое количество сырого льняного масла. Для того чтобы краски можно было наносить на стену кистью, в эмульсию добавляют желток или казеиновый клей.

Основания под энкаустику подготовляют из нескольких слоев известкового раствора. Верхний слой («интонако») состоит из трех слоев мраморной крошки и известкового теста с добавкой красителя, который тщательно, почти до блеска, разглаживают. На подготовленной таким образом поверхности рисуют красками, затертыми на восковой эмульсии.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.