A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Монастырь


(от греческого monasthrion - уединенное жилище, от monav – одинокий и threw – оберегать)

Нило-Столобенская пустынь Религиозная община монахов или монахинь, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными Церковью и монастырским уставом. Представляет собой единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, им принадлежащих.

Наиболее древние монастыри – буддийские – возникли во второй половине первого тысячелетия до н.э. Сначала в Индии, а затем в странах Юго-Восточной и Южной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э. - VII в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366 г.) включали вырубленные в скале залы для молитв (чайтьи), кельи и общежития (вихары) для монахов, библиотеки, трапезные. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV - XVII в.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам.

Первые монастыри христиан были построены в суровом, аскетичном стиле. Впервые они появились на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Их основные признаки - высокие и мощные стены, внутри которых находились жилые помещения, трапезные, библиотеки и храмы (трехнефные базилики). В 6-м – 9-м веках утвердился архитектурный тип католического монастыря, характерного для Западной Европы. Его яркий пример – план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, составленный около 820 г. Такой комплекс имел упорядоченную планировку, где главенствовала церковь, рядом с которой находился дворик-клуатр с галереями. Дворик окружали разнообразные постройки и помещения. Такой вид имел монастырь Клюни в Бургундии, 11-12 в., Сент-Опбанс в Англии, 1077-1088 г. Хотя у разных монашеских орденов монастыри имели свои нюансы. К примеру, для немецкого ордена характерны монастыри-замки, в которых залы и клуатр составляют одно целое (как Верхний замок в Мальборке, в Польше – конец 13 – 14 в.). В готическую эпоху монастыри оказывают влияние на светскую архитектуру. Элементы монастырской архитектуры отражаются композиции приютов, рынков, госпиталей.

В Византии, на Руси, в Армении, балканских странах монастыри спланированы более разнообразно и свободно. Монастырский комплекс обычно окружают башни и стены, вдоль которых размещаются кельи, в центре комплекса находится собор, колокольня, колодец, трапезная. Подобная планировка складывалась в течении столетий. (монастырские комплексы на Афоне, монастырь Хора в Константинополе, V - XV в., X - XI в., в Метеоре XIV - XVIII в. в Греции). В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, (Давид Гареджа, Герард).

Татевский монастырь (Армения)Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывалось расположение (при слиянии рек, у озера, на острове), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь и другие). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь). Архитектурные формы русских монастырей до середины XVI в. были строгими, лаконичными, а в конце XVII в. обогатились красочным узорочьем.

В эпоху Возрождения и барокко монастыри уже не использовались в качестве крепостей. Вместо крепостных сооружений появляются торжественные парадные ансамбли, монастыри-дворцы, возведённые по единому плану и представляющие неоценимую художественную ценность (Эскориал, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге). В 20 в. новые монастыри строятся редко и не играют значительной роли в застройке города.

Типы христианских монастырей:

  • Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.
  • Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.
  • Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.
  • Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.
  • Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище.

Белогорский монастырь
Белогорский монастырь.

Новоафонский монастырь
Новоафонский монастырь.

Синайский монастырь
Синайский монастырь — один из
древнейших непрерывно действующих
христианских монастырей в мире.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.