Полотно
Гладкая и плотная, льняная или конопляная (иногда бумажная) ткань простейшего переплетения. В древности полотно называли — платно, паволока, порт, портно, холст. Простейший способ переплетения так и называется "полотняным переплетением", когда нити утка располагаются перпендикулярно нитям основы и каждая нить имеет по очереди основное и уточное перекрытие.
Полотно ткут из чесаной и очесочной пряжи, от средней до очень тонкой. Самые тонкие сорта полотен назывались батистом, самые грубые — холстом, парусиной, равендуком и т.п. Вытканное домашним или кустарным способом полотно называлось домотканым.
С конца XIX века в связи с интенсивным развитием капитализма домотканое полотно постепенно вытесняется фабричным. Изготовленное полотно обязательно белят и каландруют в смоченном виде для придания глянца.
В домашних условиях полотно отбеливают в кадках с горячей водой и золой, затем полощут в реке и расстилают на берегу. Готовые полотна хранили скрученными в трубки. Полотно — основная ткань, идущая на изготовление одежды (рубахи, сарафаны) и предметов домашнего убранства (постельное белье, полотенца, скатерти, занавески и т.д.).
Верования, связанные с полотном, сосредоточены на представлениях о взаимосвязи жизни и смерти, прошлого и настоящего. Полотно как бы связывает мир мертвых и мир живых. Оно воплощает предков, которые помогают живым и дают все, что они просят (плодовитость женщинам, счастье людям).
Полотно часто служило подарком на свадьбе, родинах и крестинах. Полотно в 2—3 аршина брала невестка, отправляясь впервые зажинать, и, положив его в первый сжатый сноп, передавала свекрови.
Специальный «спускательный холст» (непочатый кусок холста в 30—40 аршин) — готовили на похороны. В отдельных случаях покойника хоронили, завернув в "новину" (суровое небеленое полотно). Первому встречному при выносе тела из дома отдавали кусок новины длиною в рост покойника. Пол застилался полотном во все поминальные дни.
«Обыденное полотно» — изготавливали за один день или за одну ночь общими усилиями женщин села в случаях эпидемий и эпизоотии. Такая ткань считалась чистой и наделялась особой силой сопротивления болезни.
В изобразительном искусстве полотно используют для масляной живописи, реже для клеевой, темперной и других — для этого полотно натягивают на подрамник, иногда наклеивают на дерево или на картон и грунтуют.
Домотканое полотно.
|
Парусина. Полотно.
|
Полотно на подрамнике.
|