Пергамский алтарь
Грандиозный мраморный алтарь, посвященный Зевсу и Афине, был построен в царствование Евмена II в знак благодарности богам за оказанную помощь пергамцам в тяжких битвах с галатами, соседними малоазийскими племенами. Это сооружение находилось на особой террасе южного склона горы акрополя, ниже святилища Афины.
Постройка состояла из поднятого на пятиступенчатом фундаменте цоколя, в западной стороне которого была врезана открытая лестница шириной 20 м. Верхний ярус был обнесен стройной колоннадой, внутри которой находился алтарный дворик, а в нем — алтарь для жертвоприношений. Здание алтаря размерами 36?34 м. покоилось на четырехступенчатом основании и достигало около 9 м. высоты. Рельефный фриз высотою в 2,30 м. и длиною в 120 м. покрывал высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Зубчатый карниз завершал верхний край фриза. Сюжетом для изображений на фризе послужила традиционная тема греческого классического искусства — сражение богов с гигантами (гигантомахия). Небольшой мраморный фриз на внутренних стенах алтарного дворика был посвящен жизни и деяниям Телефа — легендарного основателя Пергама. Пергамские властители почитали его как своего родоначальника.
С 1878 по 1886 год на Пергамском акрополе велись раскопки по инициативе Берлинских музеев. Открытие алтаря принадлежит немецкому инженеру Карлу Гуману (1839—1896 г.), строившему по поручению турецкого правительства дороги и мосты в Малой Азии. Ему удалось добиться от турецких властей принятия мер по охране акрополя и разрешение на проведение археологических изысканий. В течение двух сезонов (1878—1879 г.) алтарь был раскопан, от него на месте уцелели лишь фундамент и частично стены цоколя. Но среди развалин, в куче земли и обломков, были найдены многочисленные части здания: колонны, их базы и капители, плиты карнизов и перекрытий, надписи и статуи, а главное — рельефные изображения большого и малого фризов алтаря. После доставки найденных при раскопках предметов в Берлинском музее в течение ряда лет производилась кропотливая работа по реставрации нескольких тысяч обломков, по определению принадлежности плит с фигурами той или иной стороне алтаря, по установлению порядка следования изображений. Многолетняя работа немецких ученых увенчалась блестящим успехом. В специально построенном здании Пергамского музея была воссоздана западная сторона алтаря — с лестницей, колоннадой, портиками, статуями и скульптурным фризом. Плиты фриза других сторон алтаря были размещены в том же зале возле стен.
Алтарь в целом представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы. Скульптурный наружный фриз являлся органической неотъемлемой частью здания: невозможно вообразить фриз в отрыве от алтаря и алтарь без фриза, главной его художественной ценности. Фигуры богов и гигантов представлены во всю высоту фриза, в полтора раза превышающую человеческий рост. Композиция фриза состоит из множества фигур, построенных в группы борющихся противников. Движения их направлены в разные стороны, в определенном ритме, с соблюдением равновесия составных частей на каждой стороне здания.
Легенда рассказывает, как гиганты, сыновья богини земли Геи, решились однажды напасть на Олимп и свергнуть власть богов. По предсказанию оракула, в этой борьбе боги могли бы победить только в том случае, если бы на их стороне выступил смертный человек. Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкмены, призван к участию в битве. Надпись, сохранившаяся на карнизе фриза, и фрагмент львиной шкуры, непременный атрибут Геракла, свидетельствуют о том, что изображение героя, ныне утраченное, находилось рядом со скульптурной группой Зевса. Расположение богов на фризе должно было подчиняться определенному генеалогическому принципу, поэтому следующей фигурой за Зевсом в иерархии богов помещалась Афина, его дочь. Надпись на карнизе сообщает нам ее имя. Богиня одета в широкий пеплос, подпоясанный двумя змеями. Амулет с головой Медузы Горгоны, отгоняющий злые силы, помещен на левой груди Афины. Вооруженная большим круглым щитом, она держит его так, что нам видна его внутренняя сторона. Богиня вступила в борьбу с крылатым гигантом — Алкионеем, схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Мучимый нестерпимой болью, юноша протягивает левую руку и левую ногу навстречу матери, Гее. Глазами, полными скорби, умоляет она Афину пощадить любимого сына. Но змея уже впилась своими смертоносными зубами в тело гиганта, а к Афине уже летит богиня победы Ника и венчает ее лавровым венком.
Борьба в каждой группе сражающихся богов и гигантов достигает наивысшего напряжения, разворачивая перед зрителем все оттенки страдания. Сочетание физической боли, так правдиво переданной, с глубоким моральным страданием запечатлено в пластике лиц, поз, движений, жестов. Лицо юного Алкионея, терзаемого Афиной и ее змеей, прекрасно, жгучая боль не искажает благородных черт, в которых читается тоска раннего расставания с жизнью; тело сохраняет пластичность мышц и гармонию движений даже в момент падения.
Большой фриз Пергамского алтаря поражает не только грандиозным масштабом и колоссальным количеством действующих лиц, но и особенным композиционным приемом. Предельно плотное заполнение поверхности фриза горельефными изображениями, почти не оставляющими свободного фона, является примечательностью скульптурной композиции Пергамского алтаря. Создатели алтаря как будто стремились придать картине единоборства богов и гигантов вселенский характер, на всем протяжении фриза не остается ни одного отрезка скульптурного пространства, не вовлеченного в активное действие ожесточенной борьбы.
Алтарь с его прославленным фризом явился памятником независимости Пергама. Но пергамцы воспринимали эту победу глубоко символически, как победу величайшей греческой культуры над варварством.
Пергамский алтарь. Фрагмент.
|
Пергамский алтарь. Фрагмент.
|
Пергамский алтарь.
|