Промышленная графика
Разновидность художественной прикладной графики. Промышленная графика применяется в области производства и сбыта промышленной продукции (логотипы, товарные ярлыки, издательские марки, упаковки, рекламные издания) — каталоги, буклеты, проспекты и т.д.) и сферы управления производством (деловые бумаги — бланки, конверты и т.п.). По своим задачам промышленная графика плотно взаимодействует с промышленно-торговой рекламой, зачастую являясь её составным элементом.
В произведениях современной промышленной графики одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решение.
Промышленная графика происходит от клейм и торговых марок, известных с глубокой древности. В процессе развития товарно-денежных отношений она формировалась как специальная область художественной деятельности, подчинённая развитию производства и рынка. Промышленная графика окончательно сложилась в конце XIX века, когда стали возникать коллективы профессиональных художников, специализировавшихся на рекламе, оформлении упаковок и т.д. К этому же времени относятся первые попытки создания единого фирменного стиля, охватывающего как промышленные здания и продукцию, так и элементы промышленной графики (работы П. Беренса).
Стилевое развитие промышленной графики тесно связано с общим развитием пластических искусств. В конце XIX — начале XX в. характерное для «модерна» стремление эстетически насытить окружающую предметную среду человека, обусловило бурное развитие промышленной графики в рамках этого стиля, в 1920-е г. в промышленной графике проявилось влияние функционализма (работы австрийского художника Г. Байера, немецкого художника Я. Чихольда, голландского художника П. Зварта и других).
В 1930-е — 1940-е г. нередко были сильны эклектические тенденции. Современная зарубежная промышленная графика часто включается в систему художественного конструирования (т.н. дизайн-графика), широко используя типичные для неё методы проектирования; преобладает ориентация на коллективное творчество с тенденцией к обезличиванию художника-исполнителя.
Промышленной графикой занимаются специальные художественные бюро: созданные по заказу фирм разработки идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители остаются, как правило, безымянными.
В дореволюционной России промышленная графика не развилась в самостоятельную область творческой деятельности, господствовало преимущественно подражание иностранным образцам. После Октябрьской революции 1917 года были созданы новые советские государственные эмблематики, образцы оформления документации учреждений и промышленных предприятий.
В 1920-х — начале 1930-х г. важную роль в развитии советской промышленной графики сыграли Л.М. Лисицкий, А.М. Родченко, В.В. Маяковский и другие. В 1930-х г. в области промышленной графики работал Е.Е. Лансере, в 1940-х — Кукрыниксы.
С конца 1950-х г. устраивались выставки промышленной графики, в некоторых республиканских союзах художников были созданы подсекции, объединяющие профессиональных художников, работающих в области промышленной графики.
Вино Idalgo. Упаковка.
|
Газпром. Фирменный знак.
|
Каталоги.
|