A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Образ Самсона в искусстве

В. Л. Симонов Задумчивый СамсонСогласно толкованию экзегетов, образ Самсона восходит к древнему божеству Солнца. Длинные волосы героя символизируют солнечные лучи и, одновременно, мужскую силу. Далиду рассматривают в качестве олицетворения ночи, тьмы, срезающей волосы-лучи бога-солнца (Иное прочтение имени «Далида» - Дилайла («Ночь»).

История Самсона привлекала многих художников, в первую очередь стиля Барокко, своей экзотичностью, страстностью, динамизмом. Скульптор Джамболонья создал во Флоренции около 1562 г. скульптурную группу «Самсон, убивающий филистимлянина». По композиции она напоминает произведение Б. Бандинелли «Геркулес и Какус». В1623 г. скульптура Джамболоньи попала в Англию, в качестве подарка испанского короля принцу Уэлскому, будущему королю Карлу I. Ныне она хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Картину «Ослепление Самсона» написал Рембрандт. Самсона отождествляли с царем Давидом, из-за чего возникла контаминация сюжетов. Так, ранее считали, что на центральной закомаре западного фасада Дмитриевского собора во Владимире изображен Самсон, раздирающий пасть льву. Однако в данном случае представлен Давид, о чем свидетельствуют его короткие волосы. Подобные изображения появлялись под воздействием сюжетов о Самсоне и схожих композиций из истории Давида в торевтике.

В нижнем парке Петергофа, близ Петербурга, в «ковше» Большого каскада в 1735 г. был создан фонтан: струя воды поднимается к небу более чем на 20 м из пасти льва. Скульптурную группу «Самсон, раздирающий пасть льва» создал скульптор Б. К. Растрелли Старший.

Монумент, отметивший 25-летие победы над шведами в 1709 г. под Полтавой (лев яв-ляется частью герба Швеции), создан на основе программы, сочиненной Феофаном Прокоповичем (1681—1736), писателем, просветителем, архиепископом Новгородским. 22 июля 1709 г., меньше чем через месяц после «Полтавской виктории», Рембрандт Ослепление Самсона.Феофан произнес в присутствии царя Петра I в киевском кафедральном соборе речь «Панегирикос, или Слово похвальное о преславной над войском свейским победе».

В «Слове» Феофан сравнил царя Петра, одолевшего шведов, с библейским Самсоном, по-скольку Полтавское сражение произошло 27 июня, в день Св. Сампсония Странноприимца (? – 530), искусного врачевателя, основателя странноприимного дома (приюта для путников и больных) в Константинополе. Используя сходство имен, Феофан Прокопович сочинил метафору: «Петр аки второй Самсон растерзал... льва свейского».

Самсона, раздирающего льва, стали изображать на гравюрах того времени. Скульптор Растрелли, создавая модель, использовал, вероятно, и иконографию Геракла, победившего гидру и немейского льва. В 1801 г., в эпоху русского классицизма, устаревшую свинцовую скульптуру заменили новой, в общих чертах повторяющую растреллиевскую, но из бронзы, по модели скульптора М. И. Козловского. Но время Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали в 1941 г. Петергоф, скульптура пропала (возможно, ее распилили и переплавили). В 1947 г. скульптор В. Л. Симонов по довоенным фотографиям восстановил знаменитого «Самсона».


Самсон поражает филистимлян ослиной челюстью
Самсон поражает филистимлян
ослиной челюстью.

Фонтан Самсон. Скульпторы Б.К.Растрелли, М.Козловский
Фонтан Самсон.
Скульпторы Б.К.Растрелли
и М.Козловский.

Пьерино да Винчи. Самсон, убивающий филистимлянина
Пьерино да Винчи.
Самсон
убивающий филистимлянина.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.