Произведения искусства эпохи русского Ренессанса
Князь Иван III в 1472 г. женился вторым браком на царевне Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина, воспитывавшейся при папском дворе в Риме. Вместе с Софьей Палеолог в Москву прибыли итальянские ученые монахи, проповедники, географы, строители, художники. С прибытием в Москву из Болоньи по приглашению Ивана III в 1475 г. итальянского строителя Аристотеля Фьораванти, а вслед за ним — Марко Руффо из Венеции, Пьетро Антонио Солари из Милана и других начинается длительная история работы итальянских зодчих в России.
Архангельский собор, построенный в Кремле миланским зодчим Алевизом Новым в 1505-1508 гг., несмотря на пятиглавие, выглядит как итальянское палаццо. Исследователи как новшество рассматривают ордерную разработку фасадов Архангельского собора и новых московских церквей, а также зальное пространство интерьера Успенского собора Кремля. Известен факт работы в Московском Кремле не только итальянских зодчих, но и живописцев. Об этом свидетельствуют обнаруженные в 1882 - 1885 г. фрагменты ранних росписей галерей Благовещенского собора Кремля.
В Грановитой палате и Архангельском соборе зафиксированы работы итальянских скульпторов. В русских иконах XV в. возникают элементы панорамного мышления. Специалисты отмечают в древнерусской иконописи XV-XVI вв. развитие элементов портретности в изображении персонажей, прежде всего причисленных к лику святых русских князей. Однако качества портретности не выходили за границы иконописного канона, поэтому могут рассматриваться лишь в качестве тенденции, но не появления жанра «портретной иконы».
Период XVI—XVII вв. иногда называют временем «религиозного пробуждения» — распространения нравственно-дидактического течения в православной иконографии, обусловившего повествовательность композиций с многими подробностями, вплоть до бытовых деталей. Согласно второй концепции, «русским ренессансом» считают XVII в., а эпоху Андрея Рублева (конец XIV — первую половину XV в.) — предвозрождением. Иногда эпоху предвозрождения продлевают вплоть до конца XVI в. Это время характеризуется подъемом национального самосознания и обращением к формам искусства домонгольского периода как к «своей античности».
В архитектуре и иконописи «своей античностью» для московской школы XV—XVI вв. является стиль владимиро-суздальской школы XII— XIII вв. В монументальных росписях — стиль росписей и мозаик Киева XI—XII вв., мастера которых непосредственно обращались к эллинистической традиции. Так, после экспрессивного стиля Феофана Грека появилось тяготение к уравновешенным и сдержанным приемам композиции, гармонизации на основе окружности, к пластичным очертаниям фигур и плавным наклонам голов. Феофановскую манеру письма движками (короткими белыми штрихами) сменяют плавь и стремление к «образам, овеянным духом эллинского жизнелюбия». «Рублевский стиль», мягкий, живописный, с преобладанием розоватых, голубых, золотистых и темно-зеленых красок, сравнивают с произведениями сербско-моравской школы и, называя «русским антиком», возводят к традициям Палеологовского Ренессанса в Византии XIII—XV вв.
Соединение «своей античности», палеологовской классики и «общеевропейской предвозрожденческой эстетики... было совершенно органичным, поскольку выступало не в качестве влияний, а преломлялось через гуманистическое умонастроение художника». Предренессансные тенденции характеризуют и появление в искусстве Москвы конца XV в. образцов скульптуры, близких западноевропейской традиции. К ним относят прежде всего произведение Василия Ермолина - скульптуру Георгия Победоносца (1464), отмеченную западноевропейскими чертами, и рельеф Богоматери Одигитрии в Троице-Сергиевой лавре, который называли «Мадонной Ермолина» (не сохранился).
Преображение. Феофан Грек.
|
Работа Андрея Рублёва.
|
Феофан Грек.
|