A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гарлемский ренессанс

Портрет А. Дугласа Ренессанс Гарлема, начавшийся в 20-е годы и продолжавшийся до 40-х годов, впервые вывел «черную культуру» (музыку, театр, поэзию, историю и т.д.) на авансцену американской культурной жизни. Но расцвет черной культуры в Гарлеме означал одновременно упадок еврейской культуры в этом районе Нью-Йорка.

История Гарлема начинается в 1658 году, когда голландцы основали поселение примерно в семи километрах от Манхеттена, назвав его в честь голландского города Хаарлема «Ниув Хаарлем» – Новый Хаарлем (позднее это название было англизировано британцами). Вплоть до Гражданской войны в Америке Гарлем оставался малозначительным поселением к северу от Нью-Йорка.

После Гражданской войны его население стало увеличиваться. В период между 1880 и 1893 годами Гарлем связали с Манхеттеном первые железнодорожные пути (так называемые Элевейтед Трэйнс), а начиная с 1940 года и линия подземки (сабвей), все больше людей стало переезжать из перенаселенного Нижнего Ист-Сайда в просторный Гарлем.

Аарон Дуглас, Палмер Хайден, Ричмонд Бартэ и более известный своими произведениями Уильям Х. Джонсон - это те художники которые помогли расцвету афроамериканской культуры в соединенных штатах.

Уильям Х. Джонсон родился в рабочей черной семье во Флоренции, Южная Каролина. Он приехал в Нью-Йорк в возрасте семнадцати лет и жил там с его дядей. Он получил образование в академических и формальных традициях искусства в Национальной Академии художеств, в который он поступил в возрасте двадцати лет. В 1926 г., Джонсон направился в Париж, где он начал свои исследования искусства модернизма. Он скоро двинулся на юг Франции, там он начал быстро развивать свой собственный стиль.

В 1930 г. Джонсон женился на датской модельерше и отправился в Кертеминд, Данию, маленькую рыбацкую деревню, где он работал продуктивно. Он и его жена также путешествовали всюду по Норвегии и Северной Африке, изучая традиционные ремесла и искусство в обеих культурах. 

Уличный блюз (П. Хайден)Эти путешествия сильно влияли на более поздний стиль Джонсона: он нашел в местных работах выразительную смелость и новаторские формы, те качества на которых он будет базировать большую часть своих зрелых работ. В 1933 г., опасаясь угрозы войны в Европе, Джонсон возвратился в Нью-Йорк и столкнулся с другим важным влиянием: интенсивность и волнение жизни в Гарлеме. Это было в конце 1930-ых и 1940-ых годов, они примирили его интересы в модернизме, примитивном искусстве, и Афро-американской жизни - так Джонсон нашел свой стиль.

"Ренессанс Гарлема был периодом расцвета афроамериканской культуры. До него культура негров и ее влияние на обширную американскую культуру не получали осознанного признания», — говорит Лабан Каррик Хилл, автор книги, посвященной культурной истории Гарлемского ренессанса.

Развитие Гарлемского ренессанса привело к признанию существенного влияния негритянской культуры на американскую культуру. Америка впервые увидела не унизительный стереотип чернокожего, десятилетиями насаждавшийся в американской культуре, а так называемого «нового негра» — образованного, высококультурного члена по-настоящему приличного общества. И Гарлемский ренессанс стал первым шагом к такому признанию. Избравшее своим центром нью-йоркский район Гарлем, это культурное движение относится к 20-м – началу 30-х годов прошлого века.

Лабан Каррик Хилл рассказывает о связи движения с влиятельным чернокожим историком и социологом Уильямом Дюбуа: «История Гарлемского ренессанса – это также и история жизни Дюбуа. Он фактически начал все это, поставив вопрос о том, чего негры должны ожидать от американского общества.

Доминиканская республика (А. Дуглас, 1939 г.)Он играл ведущую роль в привлечении людей в Гарлем, в оказании им поддержки, в превращении их деятельности и музыки в достояние общественности. Он стоял у истоков создания Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP). Он являлся душой всего, что происходило в Гарлеме». Огромное содействие деятельности Дюбуа оказывал Аарон Дуглас, который, по выражению Хилла, служил ярчайшим воплощением философии «новых негров»: «Его прозвали “художником Гарлемского ренессанса”. Он создавал навеянные джазом иллюстрации и росписи, в частности, две настенные фрески для публичной библиотеки на 125-й улице. Они и по сей день сохранились там. Это потрясающее произведение называется “Аспекты негритянской жизни”. В нем прослеживается история афроамериканской культуры: черный континент, вывоз оттуда невольников, рабство, период после Гражданской войны – и Гарлем, эпоха джаза».

Что же касается исполнительского искусства, величайшим из всех джазовых музыкантов был Луи Армстронг, который стоял у истоков сольного исполнения в джазе. «Сегодня мы это почему-то не вспоминаем, — замечает Хилл. — Мы знаем о последнем десятилетии его жизни. А ведь в 20-е годы именно он создал джаз в его нынешнем виде». В литературе Гарлемский ренессанс получил многообразное воплощение – от Зоры Нил Херстон с ее книгой «Каково быть цветным» до поэмы Лэнгстона Хьюза «И я тоже», в которой автор обозначает свое место в Америке. «Через музыку, поэзию, искусство Америка пришла к осознанию того, что без афроамериканцев она не является Америкой». Эта прекрасная цитата всегда приходит на ум, когда я думаю о Гарлемском ренессансе, — говорит Лабан Каррик Хилл. — Она взята из эссе Ральфа Эллисона под названием “Какою была бы Америка без черных”. По мнению Эллисона, каким бы ни был истинный американец – он всегда немножечко… черный».

Кафе (Уильям Джонсон)
Кафе. Уильям Джонсон.

Харриет Табман (А. Дуглас)
Харриет Табман.
Аарон Дуглас.

Мальчик с игрушечным пистолетом
Мальчик с
игрушечным
пистолетом.
А. Дуглас.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.