A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Пропорции


(по-латински proportio — соотношение, соразмерность)

Пропорции человеческого телаСоотношение величин, составляющих основу художественного произведения, а также отдельных составляющих и всего произведения в целом. Существуют, к примеру, архитектурные пропорции, а также пропорции, применяющиеся для изображения лица и тела человека. Представления о пропорциях появились в ходе практики художников и архитекторов древности, которые применяли при создании произведений определенные геометрические построения и модули.

Пропорциям тела и лица свойственно меняться от человека к человеку. Тем не менее, высота классической фигуры Греции и Ренессанса была равна восьми размерам головы человека. Художники-маньеристы рисовали вытянутую фигуру (высотой в 9 и более размеров головы).

В действительности, средняя высота человеческой фигуры в природе составляет величину, равную семи с половиной размерам головы. Однако фигура высотой 8 голов пока считается наилучшей: она полна достоинства и удобна для проведения измерений.

Классическая мужская фигура имеет следующие размеры: две высоты головы в плечах и полторы головы — на уровне бедер. Размеры женской фигуры противоположны мужским пропорциям. На поверхность тела выступают очертания некоторых костей — они становятся весьма полезным ориентиром при определении пропорций. Эти кости расположены сразу под кожным покровом. Они хорошо видны, выступая на поверхности худой фигуры; на плотном теле похожи на впадины.

Пропорции человеческого лицаПропорции человеческого лица не могут быть математически и геометрически измерены, поскольку многие параметры являются подвижными, но все, же основные неподвижные размеры могут быть измерены.

Для измерений необходимо применять специальную измерительную шкалу и специальную измерительную единицу, которую называют словом "зеница", что созвучно слову "единица", но имеет особый математический смысл. А именно зеница не имеет конкретной величины, но является 1/180 частью вертикальной величины лица (высоты головы) от подбородка до вершины головы.

Контур человеческого лица в профиль, состоит из трёх физиогномических сфер: верхняя сфера (лоб и брови), средняя сфера (нос) и нижняя сфера (губы и подбородок). Каждая физиогномическая сфера имеет величину 60 зениц и всего величина человеческого лица от подбородка до вершины головы 60х3=180 зениц. Верхняя физиогномическая сфера включает три уровня, итого каждый уровень в рамках верхней сферы имеет величину 60/3=20 зениц. Средняя физиогномическая сфера включает четыре уровня, итого каждый уровень в рамках средней сферы имеет величину 60/4=15 зениц. Нижняя физиогномическая сфера включает пять уровней, итого каждый уровень в рамках нижней сферы имеет величину 60/5=12 зениц.

Пропорции в архитектуре означают отношение подобных отрезков или фигур. Пропорциональный строй сооружения должен отвечать основному требованию гармонии — сочетать единство и многообразие. Цельность — условие существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности.

Архитектурные пропорцииТеория архитектурных пропорций развивалась не только как профессионально-эстетическое отражение практики, но и как процесс адаптации к архитектурным задачам представлений о геометрии и законах пространства, полученных в других областях знания (физика, философия, биология, психология и т.д.). В рамках профессиональной практики, эмпирическое познание законов гармонии осуществлялось через диалектическое отражение единства и противоположности модульных и геометрических систем пропорций.

Ориентация на необходимость гармонизации формы всегда опиралась на объективность избирательного подхода человека при восприятии пространства (т.е. на предположение о существовании в природе и механизмах восприятия особенных отношений, соответствующих живой материи, а в отдельных древних гипотезах — и природе всего космоса). Это утверждало гармонию как законную норму, как порядок отношений в геометрии объекта искусственной природы, соответствующий законам естественной природы. С древности, мерой архитектурных объектов выступал человек. Позже, под давлением социальных требований унификации и стандартизации, антропометрические системы измерения сменились абстрактными численными и линейными мерами.

Пропорции женского тела
Пропорции женского
тела.

Витрувианский человек (Леонардо да Винчи)
Витрувианский человек.
Леонардо да Винчи.

Пропорции мужского тела
Пропорции мужского
тела.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.