A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Овербек Фридрих


(по-немецки Johann Friedrich Overbeck, 3 июля 1789 г., Любек - 12 ноября 1869 г., Рим)

Автопортрет (Овербек Фридрих)Иоганн Фридрих Овербек - немецкий художник, график и иллюстратор. Фридрих Овербек родился в семье потомственных любекских юристов. Отец Фридриха Христиан Адольф Овербек помимо юридической деятельности был каноником, заседал в городском сенате, занимал должность бургомистра и писал стихи.

С 1804 по 1806 г. Овербек учился рисованию у Йозефа Николауса Перуа. В 1806-1810 г. он обучался в Венской академии изобразительных искусств. В 1810 году Овербек, недовольный преобладавшим в академическом обучении классицизмом, бросил учёбу и вместе с Францем Пфорром и Людвигом Фогелем отправился в Рим.

Расставшись с академией, Овербек и несколько его единомышленников (Пфорр, Зуттер и Фогель) поселились в Риме, где к ним примкнули и другие немецкие художники, а именно: Готтингер, Шефер, В. Шадов, братья Фейты и другие. Совершенно исключительное направление, которого держался в искусстве этот кружок живописцев, послужило причиной того, что им было дано прозвище "Назарейцев". В Риме Овербек Фридрих все более и более вдавался в церковно-романтическое мировоззрение и даже перешел, равно как и его товарищи, в католичество (1813 год). Это направление сказалось уже в первых самостоятельных композициях Фридриха Овербека, из которых наиболее замечателен исполненный для церкви св. Марии в Любеке образ, изображающий "Вход во Иерусалим".

В 1816 году Овербек, вместе с Корнелиусом, Ф. Фейтом и Шадовым, написал для Каза Цуккари на Монте-Пинччьо, в Риме, фрески, воспроизводящие ряд сцен из жизни Иосифа. Собственно Овербеку из этих фресок принадлежат: большая картина "Братья продают Иосифа в Египет" и люнет "Семь голодных лет". Эти работы доставили художнику известность, и он был, в 1820 году, приглашен маркизом Массими расписать стены и потолок одной из комнат в принадлежащей маркизу загородной вилле иллюстрациями Т. Тассо, а именно сценами из "Освобожденного Иерусалима". К тому же 1820 году относится большая масляная картина "Италия и Германия", находящаяся в настоящее время в мюнхенской пинакотеке.

Портрет Франца Пфорра (Ф. Овербек)Со времени окончания работ в вилле Массими, Овербек посвятил себя почти исключительно церковной живописи и лишь изредка обращался к другим задачам. В 1826 году Овербек отклонил предложение баварского короля Людвига I возглавить мюнхенскую Академию художеств, как и аналогичное предложение, последовавшее из Дюссельдорфа. Из его религиозных произведений этой эпохи весьма интересна, между прочим, стенная живопись, изображающая "Чудо св. Франциска с розами", исполненная в 1829 году по заказу для церкви Св. Марии в Ассизе. Из наиболее замечательных композиций Фридриха Овербека эпохи до 1840 года, следует отметить: "Моисея у колодца" (в Англии, гравирована Грунером), "Взятие Илии на небо" (гравирована Кохом), исполненную совершенно в духе Рафаэля Мадонну (в новой пинакотеке в Мюнхене, гравирована Фельзингом), "Смерть Иосифа" (в базельском музее), "Венчание пресвятой Девы" (в кельнском соборе) и в церкви св. Марии, в Любеке.

В 1829 году Овербек отклонил предложение стать руководителем Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне. Глубоко верующий человек, воспринимавшийся друзьями и многочисленными учениками как патриарх, Овербек до конца своей жизни оставался верным консервативным идеалам своей юности несмотря на то, что религиозная живопись поздних назарейцев уже давно потерялась на фоне позднего романтизма и реализма. О его значимости в церковных кругах говорит личный визит папы Пия 5 в дом Овербека в Риме. Зять Овербека, римский скульптор Карл Хоффман создал эпитафию Овербеку в римской церкви Сан-Бернардо.

Наиболее же ярко выразились художественные тенденции Овербека в исполненной им в 1840 году весьма сложной картине: "Триумф религии в искусствах" (во Франкфурте, гравирована Амслером). Фридрих Овербек особенно высоко стоит как рисовальщик; в этой области он отличался гениальностью композиции и глубоким пониманием красоты, основанным на долгом и тщательном изучении творений Рафаэля. Из рисунков Овербека должны быть поставлены на первый план: "Евангелисты и апостолы" (гравирована Батроччини и Келлером), "Сцены из Страстей Христовых", многочисленные композиции на библейские темы и 40 листов иллюстраций к Евангелию (в коллекции Ф. Лотцбека в замке Вейгерн, близ Мюнхена; гравированы Батроччини, Келлером и многие другие). К последнему периоду художественной деятельности Овербека относится большое число эскизов-фресок для церквей Рима и Диаковара, а также знаменитые картоны, изображающие ряд сцен мистического характера на тему "Семь Таинств" (1861 год, собственность семейства Гофман, в Висбадене; повторение этих картонов в меньшем размере - в национальной галерее в Берлине). Фридрих Овербек умер в 1869 году в Риме, где состоял членом академии св. Луки.

Творчество лидера назарейцев Фридриха Овербека продолжает привлекать заметный интерес среди ценителей искусства, отражающийся в большом количестве публикаций и крупных выставках во Франкфурте (1977 год), Риме (1981 год), Мюнхене (1984 год) и Любеке (1989 год). Работы Овербека составляют основу любекского Музея Бенхаус.

Автопортрет с семьёй (Фридрих Овербек)
Автопортрет с семьёй.
Фридрих Овербек.
1820 г.

Продажа Иосифа (Фридрих Овербек)
Продажа Иосифа.
Фридрих Овербек.

Мария и Елизавета с Иисусом и Иоанном
Мария и Елизавета
с Иисусом и Иоанном.
Фридрих Овербек.
1820 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.