A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Оклад


Казанская Богоматерь в окладе Покрытие какого-либо книжного переплёта, евангелия или иконы, выполняющее декоративную функцию. Состоит из серебра, золота, серебрёной или золочёной меди, обычно поверху украшается чернью, эмалью, басмой, сканью или чеканкой, а также полудрагоценными или драгоценными камнями или их имитацией.
Является значимым видом русского декоративно-прикладного искусства.

Подобные оклады характерны в основном для стран с православной религией. Оклады для книг из слоновой кости появляются уже с 7-8 века, а из металлов – с 9-10 веков. Оклады на иконах, распространённые преимущественно в странах православного культа, первоначально появились на мелких резных и лишь позднее - на больших храмовых иконах.

Один из древнейших древне-русских окладов - на иконе "Петр и Павел" (11-12 в., Новгородский историко - архитектурный музей-заповедник). Начиная с 17 в. распространяются глухие оклады, выполненные из цельных металлических листов, которые оставляли открытыми только лик и руки иконных образов, в то время как ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы.

Оклады бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран. Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям, и только в отечественном искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала ХХ века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начинает приходить в упадок.

Серебрянный оклад иконы Убор иконы в письменных источниках носит названия «крута», иконное «кование», «кузнь у икон». Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние). Оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы - она всегда была «образ окладной». Если оригинальный оклад снят и заменён ризой, снятой с другой иконы, это называется «оклад в подборе»

Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи - именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся.

Подобная тщательность - «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями - «бисером многоценным» - символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований.

Цель окладов - создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые, а басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.

Вышитый оклад иконы
Оклад иконы
Богоматерь
Скоропослушница.
Вышивка.

Оклад иконы
Оклад иконы.

Чудотворная Коренная Курская икона в окладе
Чудотворная
Коренная Курская
икона в окладе.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.