A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Закат Академии художеств

Портрет Владимира Егоровича МаковскогоВ период ректорства А. С. Строганова (1800-1811), а затем А. Н. Оленина (1817—1843) внутренний распорядок Академии, и без того напоминавший казарму, был ужесточен, но одновременно проведены реформы, расширившие программу обучения. Под воздействием движения национального романтизма в Академии возникло «историко-археологическое направление» по изучению памятников древнерусского искусства. В 1856 г. учредили класс православного иконописания, а в 1859 г. — Музей древнехристианского искусства.

К середине XIX в. «высокий» исторический жанр живописи включал станковую картину на исторический или библейский сюжет и религиозную живопись — алтарную картину, иконопись и связанное с ними искусство мозаики и фрески. В 1848 г. для создания мозаик в интерьере строящегося Исаакиевского собора в Петербурге при Академии организовали специальное Мозаическое заведение. В начале второй половины XIX в., после снятия «умственных плотин», свободомыслящие «шестидесятники», сторонники национального направления, критиковали «брюлловщину» и «брунивщину».

Однако новые идеи (их называли «умственным направлением») рождались вне стен Академии. Лучшие художественные силы и прогрессивная методика преподавания искусства концентрировались в других учебных заведениях. Вначале — в школе Венецианова и в Арзамасской школе живописи, с 1843 г. — в Московском Училище живописи и ваяния, с 1857 г. — в Рисовальной школе Общества Поощрения художников. В 1863 г. стены Императорской Академии художеств потряс «бунт четырнадцати», после которого академические выставки были заметно потеснены «передвижными».

С тех пор Академия стала ассоциироваться с реакционным академизмом. Тот факт, что академическое искусство в России оказалось «вне времени», хорошо иллюстрирует большая картина К. Д. Флавицкого «Христианские мученики в Колизее» (1862). Трагический сюжет из истории раннего христианства трактован художником весьма мирно, по канонам академической композиции. Живопись нейтральна настолько, что Совет Академии не решился присвоить Флавицкому за эту картину звание академика. Художник писал картину в Италии, под влиянием творчества Брюллова и современных итальянских художников, и его работа является ре-зультатом компромисса между требованиями Академии и вкусами публики. Портрет И. Е. Репина

Следующая картина Флавицкого — «Княжна Тараканова» — на исторический сюжет еще более салонна и сентиментальна. Причину кризиса русского академического искусства 1870—1880-х гг. критики того времени видели в слабости национально-романтического течения. Историческому жанру необходим подлинный, сильный Романтизм, дабы преодолеть условность, каноничность трактовки сюжетов. В развитии русского искусства произошел резкий переход от условных академических программ к живописи «натуральной школы» и натурализму бытового жанра в творчестве «передвижников».

Исторические картины Брюллова и Иванова оказались в русском искусстве XIX в. исключениями. В контексте мирового художественного развития именно российская академическая школа является маргинальной. К концу 1880-х гг. русское академическое искусство утратило единство. «Обличительное направление», развивавшееся в русской литературе и публицистике с 1850-х г. и получившее отражение в живописи «старших передвижников», постепенно обмельчало. Частично его традиции сохраняли в своем творчестве В. В. Верещагин, К. Б. Вениг, Н. А. Кошелев. Профессора Академии Ф. А. Бронников, Г. И. Семирадский, П. А. Сведомский работали за границей и ориентировались на вкусы модных парижских Салонов.

С. В. Бакалович и, отчасти, Семирадский, представляли «археологическое направление», в котором они «воссоздавали» античность и «помпеянский» стиль в салонном духе с примесью эстетики Модерна в худшем смысле этого слова. Еще одно течение позднего академизма иногда называют «экспериментальным». К нему относят картину В. С. Смирнова «Смерть Нерона» (1888), смелую по цвету и композиции. Однако и в ней острота художественного решения нивелируется нейтральным отношением к «кровавому сюжету» с оттенком декадентской холодности.

В 1891 г. специально созданная комиссия приступила к пересмотру Устава Академии. По реформе 1893 г. Высшее художественное училище при Академии художеств обрело относительную самостоятельность. В состав профессуры Училища вошли бывшие «передвижники»: И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, В. В. Mатэ и другие. Однако «поражение передвижничества», о котором заговорили вскоре после этого факта, не обернулось «победой Академии», которая оставалась на периферии европейской художественной жизни. После революции, в 1918 г., Академию художеств упразднили. Вслед за периодом хаоса и вандализма «Свободных художественных мастерских» в 1933 г. была создана Всероссийская Академия художеств, в 1947 г. ее переименовали в Академию художеств СССР.


Васнецов Виктор Портрет художника А.И.Куинджи
Васнецов Виктор.
Портрет художника
А.И.Куинджи .

Иван Крамской - Портрет художника И. И. Шишкина
Иван Крамской.
Портрет художника
И. И. Шишкина.

Картина Флавицкого Княжна Тараканова
Картина Флавицкого.
Княжна Тараканова.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.