Перуджино Пьетро
(Пьетро ди Христофоро Вануччи, 1452—1523 г.)
Итальянский живописец, настоящая фамилия Ваннуччи. Представитель умбрийской школы «Раннего Возрождения». В его произведениях созерцательно-идиллическое настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью, уравновешенностью композиций.
Родился в местечке Читта-делла-Пьеве в 35 км. от Перуджи. После обучения у местного живописца в 1470 году приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Вероккьо.
Вскоре достиг широкой известности, в 1481 году в числе лучших художников Италии был приглашен папой Сикстом IV в Рим для участия в декорировании Сикстинской капеллы.
Работал во многих городах Италии, но постоянным местом была Перуджа, где он был главой большой мастерской. В 80-х — 90-х годах XV века Перуджино был одним из самых прославленных художников Италии.
Перуджино вступил в цех св. Луки во Флоренции. В его ранних произведениях («Мадонна») заметно влияние резких четких контуров и светотени Андреа Верроккьо.
В мастерской Верроккьо вместе с другими художниками юный Перуджино работает над созданием «Распятия со св. Иеронимом и св. Антонием» для церкви Санта-Мария в Арджано, а также исполняет «Рождество Иоанна Крестителя» (Ливерпуль, Художественная галерея Уокера) очевидно для пределлы алтаря «Мадонна ди Пьяцца», написанного Верроккьо для собора в Пистойе (после 1474 г.). Однако, в отличие от Верроккьо и его флорентийских учеников, Перуджино проявляет больший интерес к чистым формам и рассеянному свету, восходящему к Пьеро делла Франческа. Воздействие светоносности и фантазии произведений Доменико Венециано и Пьеро (которые оба работали в Перудже) особенно заметно в сценах из жизни св. Бернардина (1473 г. Перуджа, Национальная галерея Умбрии) исполненных вероятно по рисункам Перуджино.
Поиск классического ритма, неизменная цель Перуджино — проявляется уже в фреске «Св. Себастьян с двумя святыми» (1478 г. церковь Санта-Мария в Черквето), но лучше всего — в фреске «Передача ключей апостолу Петру» (1481—1482 г. Ватикан, Сикстинская капелла).
Вместе с тем здесь художник уже отходит от влияния Пьеро делла Франческа, создавая фризовую многоплановую композицию. Если геометризированные фигуры Пьеро окружены глубоким пространством, то у Перуджино они отчетливо выделяются на фоне далекого пейзажа.
Фрески Сикстинской капеллы «Нахождение Моисея» и «Крещение Христа» он создал в соавторстве с Пинтуриккио; влияние сложных и живописных пейзажей Пинтуриккио проявляется также в Св. Иерониме (Вашингтон, Национальная галерея).
Кроме того, тщательно выписанный пейзаж в прекрасном «Галицинском триптихе» («Распятие со св. Иеронимом и Марией Магдалиной»), апеллирует к нидерландской живописи, что можно объяснить, вероятно, доставкой во Флоренцию около 1483 г. знаменитого триптиха Гуго ван дер Гуса заказанного семейством Портинари.
В большой фреске «Распятие» (1493—1496 г. Флоренция, церковь Санта-Мария Магдалена леи Пацци) Перуджино придает пространству глубину с помощью простого ритмизированного пейзажа широкого исключающего всякий перспективный архитектурный декор. Это приводит к незамысловатому расположению персонажей, иногда размещенных вдоль наклонных по отношению к первому плану линий. В этом Р. Лонги видит влияние майоликовых алтарных картин Андреа делла Роббиа («Мадонна со святыми» Болонья, Национальная пинакотека; «Вознесение» центральная часть полиптиха из церкви Сан-Пьетро в Перудже, фрески в Колледже дель Камбио в Перудже, закончены в 1500 г.; «Успение Марии» из монастыря Валломброза 1500 г., ныне – Флоренция, галерея Академии).
В последние годы XV века в мастерскую Перуджино поступает молодой Рафаэль. Они вместе работают над пределлой алтаря из церкви Санта Мария Нуова в Фано. Под влиянием Рафаэля Перуджино от несколько тусклых форм предшествующих лет переходит к более легким и сияющим (два «Пророка» из полиптиха церкви Сан-Пьетро, ныне – Нант, Музей изящных искусств; «Пьета» Уильямстаун, Художественный институт Кларка; медальоны на своде Колледже дель Камбио).
На протяжении 20 лет искусство Перуджино сохранит свою элегантность, но вдохновение и изобретательность художника начинают постепенно иссякать, о чем свидетельствуют такие картины как «Поклонение волхвов» (1504 г. Читта делла Пьеве ораторий Санта-Мария деи Бьянки), «Триумф Целомудрия» для студиолы Изабеллы д'Эсте (1505 г. Париж Лувр), створки полиптиха из церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции начатого Филиппино Липпи (1504—1507 г.), «Снятие с креста» (Флоренция, галерея Академии), «Успение Марии» (Флоренция, церковь Сантиссима-Аннунциата), «Святые», медальоны на своде Станци дель Инчендио в Ватикане (до 1507 г.), фреска «Рождество» (Монтефалько, церковь Сан-франческо), фрески в церкви Санта-Мария делле Лакриме в Треви (1521 г.).
В первые годы XVI в. историческая функция искусства Перуджино сходит на нет. Однако, в конце кватроченто оно играло важную роль, способствуя распространению вкуса к классическому искусству в Умбрии (Рафаэль), Тоскане (Фра Бартоломео) и Северной Италии (Франча Коста). Но сам Перуджино не последовал по тому пути, рождению которого так способствовали его поиски широты и монументальности.
Среди других значительных произведений художника следует отметить тондо «Мадонна с ангелами и святыми» (Париж Лувр), «Аполлон и Марсий», «Св. Себастьян», «Оплакивание Христа» (1495 г. Флоренция, Палаццо Питти), «Мария Магдалена», триптих из Павийской Чертозы (Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с младенцем» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «Воскресение» (Ватикан, пинакотека), «Обручение Марии» (Канн, Музей изящных искусств) и множество замечательных портретов — Франческо делле Опере (1494 г. Флоренция, галерея Уффици) дон Бьяджо Миланези и дон Бальдассаре ди Антонио ди Анджело и Портрет молодого человека (между 1495—1500 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
У Перуджино было много учеников и подражателей, среди которых можно назвать Тиберио из Ассизи, Джанникола ди Паоло Эусебио ди Сан Джордже и Спанья. В 1524 году Перуджино скончался от чумы в Перудже.
Пьета. П. Перуджино.
|
Видение св. Бернарда. П. Перуджино.
|
Христос передает Петру ключ от Царствия небесного. П. Перуджино.
|