A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Анималистический жанр


(от латинского animal - животное)

Араб, седлающий свою лошадь (Э. Делакруа) Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре, декоративном искусстве и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. В произведениях анималистического жанра тонкое знание животного мира, острота характеристики и декоративной выразительности образов сочетаются с познавательными задачами. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущим людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).

Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.

Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры. Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический - морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 18 в. во Франции (Ж.Б. Удри), России (И.Ф. Гроот) и другие.

В 19 — начале 20 века наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (А.Л. Вари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П.К. Клодт, Е.А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А.С. Степанов в России), или к их яркой пластической характеристике (скульптор Ф. Помпон во Франции, В.А. Серов в России).

Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т.д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, Е.И. Чарушин, И.Г. Фрих-Хар, Д.В. Горлов, Е.М. Рачёв, Г.Е. Никольский, В.И. Курдов, А.М. Лаптев, Б.Я. Воробьев, А. Старкопф и другие).

Пейзаж с павлином (Ян Фейт)Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (например, в станковой живописи и скульптуре, в эстампе), но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение. Декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями.

Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», то есть, наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы. Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и народного искусства (резьбы по дереву, кости, камню, глиняной игрушки, вышивки) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.

Медведь (В.А. Ватагин, 1956 г.)
Медведь.
В.А. Ватагин.
1956 год.

Молодой бык (Паулюс Поттер)
Молодой бык. Паулюс Поттер.

Возвращение с охоты (Ф. Снейдерс)
Возвращение с охоты.
Франц Снейдерс.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.