A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Hezannizm (Сезаннизм)

Машков И.И. Картина Натюрморт. Фрукты на блюде СЕЗАННИЗМ — общее обозначение различных тенденций в живописи постимпрессионизма, сложившихся под воздействием творчества выдающегося французского художника Поля Сезанна (1839—1906). Сезаннизм не представляет собой определенного художественного течения или стиля, поскольку творчество Сезанна уникально.

Вдумчивый, внимательный зритель может простаивать перед картинами Сезанна часами. На художников искусство Сезанна оказало огромное воздействие. Его картинами вдохновлялись орфисты, пуристы, неопластицисты, художники объединений «Золотое сечение», «Круг и квадрат», «Де Стиль». Но они либо разлагали форму на составляющие элементы, либо упрощали принципы Сезанна до примитива. В обоих случаях преобладали аналитические, а не синтетические устремления.

В начале XX века искусство Сезанна привлекло внимание русских художников объединения «Бубновый валет». «Под Сезанна» писали натюрморты П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк. Однако русским были чужды формальные поиски Сезанна, их увлекали цветность, широта живописи, яркость красок, декоративность, сочность мазка. Поэтому они отдали дань лишь внешним приметам «сезаннистской живописи», да и то ненадолго.

Кончаловский П. Сирень в корзине Русские живописцы знакомились с картинами Сезанна по московским собраниям И. А. Морозова, С. И. Щукина. Русские увидели в искусстве Сезанна только то, что хотели видеть, они принадлежали к новому поколению и оценивали сезаннизм сквозь синтетизм П. Гогена. Замечено, что произведения Сезанна в любой обстановке выглядят молчаливым упреком самой талантливой живописи. В одном случае - упорная, методичная работа кисти, интеллектуализм, в иных— пестрота красок, расписных подносов и «лоскутных одеял».

Выставка «Поль Сезанн и авангард начала XX века», проведённая в 1998 г. в залах Русского музея в Петербурге, наглядно продемонстрировала не только связи, но и огромную дистанцию, разделяющую Сезанна и дерзких, но поверхностных авангардистов. Лишь некоторые из картин А. В. Куприна, И. И. Машкова, А. А. Осмеркина приближаются к творчеству французского живописца. Таким образом, ни французокий кубизм, ни российский авангардизм, ни другие течения в искусстве XX века не стали сезаннистскими.


Наташа на стуле П.П. Кончаловский
Наташа на стуле.
П.П. Кончаловский.

П. Кончаловский. Полотер. 1946 год
П. Кончаловский.
Полотер. 1946 год.

Кончаловский П.П. Персики
Кончаловский П.П. Персики.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.